Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Боги  и религия Урарту кратко

 

  • Религия Урарту – это, прежде всего верования, свойственные жителям этого древнего государства. По своей характеристике она практически не отличалась от иных религиозных верований, свойственных древним ближневосточным царствам. Это была политеистическая религия, которая основывалась на старейших религиозных верованиях. Пантеон Урарту был достаточно обширным, их боги олицетворяли разные природные явления. Жители Урарту связывались со своими богами, принося им жертвы. Кроме того урартские верования многими чертами напоминали другие месопотамские верования. Она отличалась и высокой (как по тем временам) терпимостью, поскольку Урарту была населена представителями многих мелких племен и народов.
  • Структура пантеона Урарту формировалась под влиянием иных ближневосточных религий, однако особенно явственно ощущается ассирийское влияние. Боги Урарту часто носили те же имена, что и божества ассирийцев, для обозначения, к примеру, Тейшеба и Шивини применялись те же идеограммы, которые обозначали богов Адада и Шамаша в Ассирии. Однако Халди, верховный бог Урарту, был уникальным, его имя записывалось фонетически. Многие ритуалы урартцев также были позаимствованы у Ассирии. Урартские боги имеют антропоморфную форму, при этом часть из них сохранила зооморфные элементы – их образ дополнялся рогами и крыльями.
  • Иногда боги Урарту имели несколько форм, в частности это касается и Халди. Некоторые из их богов наделены тотемной природой, свойственной древнейшим народам – у них были боги-покровители гор, путей и прочего. Исследования показали, что для каждого из пиков Армянского нагорья у них были свои божества. Боги мужского рода были важнее, чем боги женского. У главных богов пантеона Урарту, упомянутых выше, были также и жены, которых почитали примерно в той же мере – это Арубаини, Хуба и Тушпуеа (жены Халди, Тейшеба и Шивини соответственно).
  • Наличие трех высшиъ богов было обычным для многих ближневосточных религий, от которых происходит в том числе и греческая религия (боги Зевс, Посейдон и Аид). Урартцы отличались высоким религиозным рвением, практически все свои подвиги они связывали с прямой поддержкой богов. К примеру, в своих записях правитель Аргишти I упоминал о своих молитвах трем высшим богам, и к богам страны Биаинили, перед тем как вторгнуться и захватить страну Урме. Это деяние, по его утверждением, было волей его богов.
    Для царей Урарту обращения к высшим силам перед началом военных действий было важнейшим элементом их отношений с богами. Халди, бог Солнца, был одновременно той силой, которая помогала им выстоять в битвах. С его именем связывали божественный огонь, храмы Халди называли «домом оружия» или «домом щита». Божественными именами урартцы старались защищать свои записи, многие их тексты на глиняных табличках завершались угрозами скорой гибели от рук трех верховных богов для тех, кто их уничтожит.
  • Помимо высших богов, большой интерес представляют и второстепенные божества. Религия Урарту, как уже было сказано, многое переняла для себя у других народов. Бог Луны Шеларди стал подобием Сина, почитаемого в Месопотамии, богиня Цинаурди носит те же функции, что и богиня Иштар у вавилонян.
    О значении тех или иных богов для народа Урарту говорят оставленные ими записи. Были обнаружены своего рода «списки» богов, в которых их божества располагались по порядку – сначала мужские, а после женские. Этот список, согласно заключению специалистов, являлся своего рода олицетворением иерархии в пантеоне Урарту.