Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Богиня Афродита кратко


Богиня Афродита — один из наиболее почитаемых культов древнегреческой мифологии. По наиболее распространённой гипотезе имя богини — ключ к пониманию её происхождения (от греческого "афрос" — "пена").


  •  Согласно Гесиоду, она родилась возле острова Кифера из морской пены, в которую попали семя и кровь Кроноса, оскоплённого Ураном.
  • Отсюда происходят эпитеты, которыми часто именовали Афродиту — "пеннорожденная", Анадиомена ("выходящая из моря"), Киферида. Богине помогли выбраться на берег дельфины (постоянные спутники Афродиты), где её встретили оры (божества периодичности и закономерности времен года) и окружили почётом и вниманием.
  • Затем она перебралась на остров Кипр, где возник один из главных древнегреческих центров её культа.
  • По этой версии Афродита является одной из первейших хтонических сил, появившейся раньше Зевса.
  • По более поздней версии Афродита являлась дочерью Зевса и Дионы, что принижало её значение в иерархии богов.

Большинство исследователей полагает, что культ богини Афродиты проник в древнюю Грецию из Малой Азии. По своим божественным функциям её отождествляют с финикийской Астартой, ассирийской Иштар.

В наше время Афродиту традиционно представляют богиней любви и красоты, однако, она была также символом деторождения, плодородия, вечной весны и молодости. Благодаря своему происхождению из моря считалась священной для моряков. По некоторым источникам, была богиней гетер.


Представлялась Афродита в виде молодой, невероятно красивой женщины с золотистыми волосами. Её неизменными спутниками были, помимо упоминаемых дельфинов, нимфы, оры, хариты; также часто её изображали в окружении диких животных, покорённых её красотой. Одним из главных атрибутов богини был её пояс, способный возбудить страсть и чувственное влечение в любом мужчине. Чаще всего греки называли богиню Афродиту "золотистая", что означало "прекрасная".

 

С культом богини связаны голуби, лебеди (символ красоты и верности), воробьи, розы (традиционный подарок влюблённых), яблоки и гранаты. С приближением Афродиты ярче светит солнце, распускаются цветы, собираются животные и птицы; вся природа расцветает под её воздействием. Символами Афродиты также были: зелёный цвет (неувядающая природа), медь, издревле добываемая на Кипре и число семь.


Согласно мифам, чарам Афродиты могли противостоять только три богини: Артемида, Гестия и Афина.
С V в. до н. э. греки выделяют две основных ипостаси богини: Афродита Урания (возвышенная любовь) и Афродита Пандемос (грубая, необузданная страсть). Примерно в это же время она занимает своё место на Олимпе. Прочно утверждается точка зрения на её происхождение от Зевса.


Древнейшим и самым священным считался храм богини на острове Кифера, т. е. на месте её мифологического рождения. Имелся храм Афродиты Пандемос на афинском акрополе. Святилища Афродиты существовали и в других областях Греции, на островах Крит (знаменитый Пафосский храм, который был очень почитаем древними греками, и имел не последнее значение в их жизни), Кифера, Кипр.


Супругом Афродиты был хромой и безобразный Гефест — больше известный как покровитель огня и кузнечного дела. По одной версии соединили их вместе обитатели Олимпа, по другой — богиня сама сделала такой странный выбор. Тем не менее из сочетания невероятной красоты и мастерства образовывалась гармония — искусство. Гефест предпочитал не вмешиваться в личные дела своей супруги, детей они не имели. Афродита же, храня чистую платоническую любовь к мужу, не могла сдержать другой стороны своей натуры. В мифах упоминаются любовники прекрасной богини.


Наиболее тесные отношения связывали Афродиту с богом войны — Аресом. От этой связи появились дети: Эрос (бог любви, мальчик, стреляющий из лука золотыми стрелами в человеческие сердца, что вызывает страсть), Антерос (бог взаимной любви), Фобос и Деймос ("страх" и "ужас", сопровождали отца на войне), Гармония. По мнению греков, именно сочетание неконтролируемых страстей, любви и жажды войны, находясь в равновесии, создавали гармонию.
У Афродиты было несколько детей и от других любовников. Наиболее известны из них бог брака Гименей (от Диониса), Гермафродит (от Гермеса) — божество, имеющее как мужские, так и женские половые признаки.
Прекрасная богиня находила себе любовников и среди смертных мужчин. Афродитой был соблазнён Анхиз, от которого она родила легендарного воина, участвовавшего в Троянской войне — Энея. От него, между прочим, вёл свою родословную Юлий Цезарь.


Сильной страстью Афродита воспылала к молодому охотнику Адонису. Ради него она даже покинула Олимп, чтобы никогда не разлучаться с любимым. Однако, счастье было недолгим: во время охоты Адонис ранил копьём огромного кабана, который в ответ растерзал юношу. Существует версия, что в образе кабана скрывался ревнивый Арес. Страдания Афродиты были так велики, что боги позволили Адонису возвращаться на полгода из царства мёртвых к своей возлюбленной. Эта цикличность стала основой культа Адониса, символизирующего собой возрождение плодородия.
Всего у Афродиты насчитывается семь возлюбленных и двенадцать детей, что отнюдь не выходит за рамки поведения остальных олимпийских богов.


Помимо удовлетворения своей чувственной страсти, Афродита, как и остальные олимпийцы, часто вмешивалась в дела смертных. Однако, она предпочитала не вмешиваться в военные конфликты (исключение — Троянская война), действуя лишь при разрешении любовных вопросов.
Следствием такого вмешательства, по древнегреческой мифологии, стала Троянская война. Между Афиной, Герой и Афродитой возник спор при определении самой красивой богини. Победительница должна была получить из рук судьи (Париса) золотое яблоко. Афродита подговорила Париса, пообещав ему в виде награды прекраснейшую из смертных женщин — жену царя Менелая Елену. Парис поддался на искушение и отдал хитрой богине яблоко. "Золотистая" сдержала обещание и помогла похитить Елену; результатом стала Троянская война.

Вмешательство Афродиты выразилось в том, что она спасла Париса, когда тот боролся с Менелаем, а также попыталась спасти своего сына Энея, однако получила ранение в руку от Диомеда. Арес на своей колеснице вознёс возлюбленную на Олимп, где боги посмеялись над незадачливой воительницей и посоветовали заниматься браками, а не войной.
Широко известен миф об искусном скульпторе — Пигмалионе, который стремился найти идеальную целомудренную девушку, но видел вокруг себя лишь развращённых, порочных гетер. Отчаявшись от бесплодных поисков, Пигмалион изваял прекрасную статую, отвечающую его идеалу, и постепенно влюбился в неё. Афродита, видя страдания молодого человека, оживила статую и вдохнула в девушку любовь к скульптору.


Афродита не только создавала любовные отношения, но и выступала их защитницей, применяя жестокие меры наказания. Жертвой богини стал Нарцисс — прекрасный молодой человек, в которого многие (как мужчины, так и женщины) влюблялись, но он всем отказывал в ответном чувстве. Среди прочих он разбил сердце нимфе Эхо. Возмущённая Афродита сделала так, что Нарцисс, увидев своё отражение в реке, обезумел от любви к самому себе. Чувство было настолько сильным, что он даже не мог отойти от воды и, в конце концов, умер или от страданий, или от голода. На этом месте вырос прекрасный цветок — нарцисс; имя стало нарицательным, символизирующим гордость и самовлюблённость.


Другими жертвами Афродиты были Ипполит и его мачеха — Федра. Ипполит, почитая культ девственной Артемиды, дал обет безбрачия. Афродита была глубоко оскорблена тем, что юноша хоронит свою красоту, не выполняя своих мужских обязанностей. Из мести она наслала на Федру чудовищную страсть к своему пасынку. Не имея сил сопротивляться похоти, бедная женщина пыталась через служанку объясниться с Ипполитом, но, будучи категорически отвергнута, повесилась. В предсмертной записке своему мужу Тезею она оклеветала Ипполита, утверждая, что он её изнасиловал. Убитый горем Тезей призвал к мести бога Посейдона, который наслал на колесницу юноши огромные волны, приведшие к его гибели.


По одной из мифологических версий, Афродита вызвала противоестественное половое влечение к быку у Пасифаи. Это была месть за то, что отец Пасифаи рассказал Гефесту о преступной связи Афродиты с Аресом. Пасифая родила чудовище с человеческим туловищем и головой быка — Минотавра.
За ненадлежащее выполнение обрядов в свою честь Афродита наказала Мирру, которая воспылала страстью к собственному отцу. Переодевшись, девушка соблазнила его. Однако, после нескольких тайных свиданий, мужчина признал в любовнице свою дочь и, прийдя в ужас от содеянного, попытался её убить. Спасаясь от преследования, Мирра обратилась к богам с мольбой о помощи и была превращена в мирровое деревце (по одной из версий, отец разрубил дерево пополам).


Суммируя вышеизложенное, можно отметить, что культ богини Афродиты складывался постепенно, приобретая новые черты и функции. Архаическое представление о всемогущей матери-земле, отождествляемой с плодородием в широком смысле этого слова, трансформировалось в почитание конкретной олимпийской богини. Рост древнегреческой культуры создал условия для возникновения оригинальной, тщательно разработанной мифологии. Бессмертные боги, обладая сверхъестественными способностями, тем не менее вступали в постоянные, тесные контакты с людьми. Все человеческие чувства, слабости и пороки в равной степени распространялись на богов. Естественно, не обошлось без любовных взаимоотношений, олицетворением которых и стала Афродита.
Древнегреческая мифология — неиссякаемый источник вдохновения для творчества поэтов и писателей, скульпторов и художников, композиторов и режиссёров. Тема любви актуальна во все времена, поэтому к образу Афродиты всегда существовал повышенный интерес.


Афродите уделялось большое внимание в литературных памятниках древней Греции (Гомер, Гесиод, Овидий, Еврипид). Ряд философов по-своему трактовали её происхождение и функции ("мировая душа" у Плотина, "единая гармония" у Прокла и т. д.).


К сожалению, большинство древнегреческих скульптур дошло до нас лишь в виде римских копий. Благодаря преемственности культуры римская мифология практически полностью слилась с греческой, оставив только собственные имена божеств. Аналогом Афродиты у римлян стала Венера. Самая известная сохранившаяся статуя, безусловно, Венера Милосская (обнаружена в 1820 г.). В эпоху Античности наиболее популярной была Афродита Книдская (статуя утеряна, сохранилась в копиях). Своей известностью обязана тем, что её скульптор Пракситель впервые изваял богиню в обнажённом виде. По месту расположения известны также Афродита из Арля, Венера Сиракузская, Венера Киренская и др.


Эпоха Средневековья, со своим суровым христианским аскетизмом и отказом от всего плотского, устанавливает запрет на использовании в творчестве античных греховных сюжетов. Эпоха Возрождения ломает эти преграды, и интерес к греческой и римской мифологии вспыхивает с новой силой. Наиболее известные произведения искусства Ренессанса, посвящённые Афродите — "Рождение Венеры" Сандро Боттичелли и "Афродита и Арес" Рубенса. Очень популярными были сюжеты картин, которые в общем принято называть "спящая Венера", "туалет Венеры" и "купание Венеры" (Рубенс, А. ван Дейк и прочие.). Из работ Нового времени можно отметить одноимённые полотна "Рождение Венеры" Ф. Буше, Д. Энгра, А. Кабанеля и др. В поэзии и драматургии в основном разрабатывался сюжет трагической любви Афродиты и Адониса.


В современное время к античной мифологии обращаются режиссёры художественных фильмов, театральных постановок, наконец, создатели компьютерных игр. Это свидетельствует об огромной ценности и значимости культурного наследия древней Греции. И как уже было отмечено, любви покорны не только все возрасты, но и все эпохи, поэтому образ богини любви и красоты всегда будет востребованным.