Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Этика в средневековье кратко

Религия была той силой, которой определялась этика Средних веков. Христианство отказывалось от этики античных времен, так как в ней понятие нравственности определялось разумом, а не верой. Средневековые мыслители считали разум второстепенным, такую позицию они держали и при определении понятия морали и выборе моральной позиции каждого человека. Бог и Иисус воспринимались как образец нравственности и морали в этике этого периода, они задавали рамки, в которых можно было интерпретировать проблемы нравственности.


Согласно этике Христианства человеческая жизнь и все ее материальные или духовные ценности могут иметь смысл, только если они соотносятся с божественными заповедями. Бог в них выступает в качестве объективного и неоспоримо верного источника морали. При этом этика Средних Веков часто сочетала как оптимистические, так и пессимистические мысли. Весь пессимизм был связан с земным миром, несовершенным и грешным, и вместе с этим сохранялись оптимистические надежды на переход в «божье царство» после смерти. Человек рассматривался как существо, полностью подвластное божественной воле, и он должен был ей подчиниться.


Для средневековой эпохи свойственна неразделенность морального и общественного сознания, в рамках одного комплекса были объединены проблемы философии, религии и этики. Таким образом, проблема морали никогда не рассматривалась как отдельная наука, этическим вопросам было придано религиозное значение. Помимо проповедуемых «любви» и «высшего блага» в этике мира Средневековья появились и такие понятия как «поступок» и «добродетель», а также «грех», «порок» и «вина». Со временем церковь захватила большую власть, и с целью ее удержания начала нарушать собственные этические догмы. Обвинения в грехах и пороках для периода Высокого и Позднего Средневековья использовались для преследования всех свободомыслящих.