Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

А ТЫ ПОЙМАЕШЬ НАШЕГО КОТА БЫСТРЕЕ ВСЕХ?

ание

                                              Философия Аристотеля кратко

Великий философ Аристотель вкратце

 


Введение

Философия Аристотеля родилась из его стремления трансформировать сократо-платоновскую философию познания в объясняющую окружающий мир теорию. Отправной точкой его философии, являлась убеждённость в том, что цель науки можно достичь лишь указанным Сократом способом — посредством состоящего из понятий познания. Он относил себя к платоновской школе именно вследствие этой убеждённости. Однако Аристотель превзошёл Платона, так как осознал, что учение об идеях не может в полной мере объяснить практическую действительность. С точки зрения Аристотеля идеи не могут рассматриваться в отрыве от явлений воспринимаемой действительности. Он считает, что идеи надлежит рассматривать как сущность, определяющую содержание вещей и изначально находящуюся в них.


Бэкон полагал, что основной целью Аристотеля было опровергнуть философов прошлого, и что именно для этого он рассматривал их учение. На деле же критика Аристотеля достаточно сдержанна и беспристрастна, так как он стремится не исказить мысли великих философов прошлого, но дать им верную трактовку.


Взгляды Аристотеля на материю и её формы
В аристотелевской философии форма и материя — основы, дающие начало всем вещам. Сталь — материя относительно меча, из которой его выковывают, при этом сталь является формой для элементов её образующих.
Взгляды Аристотеля на строение мира чем-то схоже на китайскую концепцию единства противоположностей инь-ян, а также на концепцию 5 первоэлементов, образуемых различным сочетанием этих противоположностей. Иными словами, Аристотель называет основой мира первоматерию, образованную противоположностями тепло-холод и сухо-влажно. Соединяясь в разных вариациях эти свойства, порождают 4 первоэлемента — воздух, огонь, воду и землю. К ним Аристотель добавляет новый элемент — эфир, образующий небо и небесные тела.


Эти элементы, как и всё в природе, постоянно двигаются и изменяются. Движение это, Аристотель подразделял на такие формы, как:
1. по сути (рождение и смерть);
2. по качеству (трансформация);
3. по количеству (больше и меньше);
4. по расположению (изменение положения в пространстве).


События в природе
По аристотелевской философии, каждое событие в природе включает в себя цель своего возникновения. В философии существует такое понятие, как теология (от греч. «talos» - цель). Согласно этому понятию всё в мире имеет цель. Рассматривая это понятие, Аристотель пришёл к умозаключению, что форма существует прежде материи, примерно как чертёж архитектора появляется раньше, чем само здание.
Также Аристотель выводит понятие некоего космического разума, который является первопричиной всего и приводит мир в движение, как мы заводим часы. Однако при этом Аристотель не даёт ему никакой этической оценки, а связывает с движением небесных тел.
Платон полагал, что первична идея, а Аристотель считал, что невозможно существование идеи без материи к ней относящейся.


Логика и познание
С точки зрения Платона познание возможно либо через чувства, либо посредством ума. С точки зрения аристотелевской философии познание тоже возможно посредством чувств, однако, объективно знание невозможно постигнуть посредством одних лишь ощущений, так как мир постоянно меняется, а формой абсолютного знания являются только те понятия, которые способны полностью постигнуть суть вещи.
Аристотель смог сформулировать теоретические аспекты мышления, применив три категории: понятие, суждение, умозаключение. Причём он разделял знание на два типа: точное знание и мнение. Точное знание возможно получить только с помощью логики.
Считается, и не без оснований, что именно Аристотель сформулировал основные положения формальной логики. Согласно Аристотелю, логика — это приход к одним умозаключениям от других согласно их логической форме. Он исследовал терминологию логики, теорию выводов, обоснований, логических действий и пришёл к тому, что смог вывести основополагающие правила мышления.

 

Сформулированные им принципы логики гласят:
1)принцип схожести — понятие не должно менять значение в ходе рассуждений;
2)принцип противоречия — не противоречь сам себе;
3)принцип исключённого третьего — «истинно либо рассуждение А либо рассуждение В и третьего не дано».


Этические взгляды в философии Аристотеля
Название этики происходит от слова «этос» - обычай, нрав, характер, образ мыслей. Само это название принадлежит Аристотелю, так, трактат «Никомахова этика» адресованный сыну был посвящён этике.
Согласно Аристотелю благо — это цель, желание человека, а так как люди разные, то и понятии блага для каждого своё, например, для грубого человека благо заключается в удовольствиях, для мудреца в познании, а для честолюбивых благо заключается в славе.


Изучив неудачный опыт Платона в плане создания совершенного государства Аристотель пришёл к выводу, что нравственность и морально-этические качества следует воспитывать с раннего возраста. Согласно его воззрениям образование должно дать знания, с помощью которых человек сможет различить ложное и истинное, а нравственное воспитание позволит отличить добро от зла.


Также Аристотель вычленил 11 этических качеств, нужных для развития гармоничной личности. Это такие качества как: мужество, достоинство, скромность, великодушие, искренность, предупредительность, постоянство, доброжелательность, беспристрастность, честолюбие, доброта, благородство. Согласно Аристотелю нравственным можно назвать человека, который применяет разум, используя добродетели.


Политика в философии Аристотеля
В аристотелевской философии главной целью нравственного развития провозглашается государство, при этом основой государства считается семья. Отношения в семье по Аристотелю должны быть такими: глава семьи муж, но это не должно ущемлять жену в бытовых вопросах. Также согласно аристотелевской философии власть мужа над детьми должна быть больше чем власть над женой. При этом философ оправдывает рабство и вменяет рабам покорно выполнять приказы хозяина, так как, по его мнению, племена варваров в отличие от эллинов являются существами низшего сорта.


Разрастаясь, семьи начинают образовывать общины, а общины, объединяясь, образовывают государство. Высшая цель государства — счастье всех граждан, однако, так как счастье может дать только добродетель, то государство обязано воспитывать в своих гражданах добродетельность и нравственность. Исходя из этого государство — это сообщество людей, объединённых для общей нравственной деятельности с тем, чтобы выработать идеальное жизненное устройство.


Труд Аристотеля «Политика»
В своём труде «Политика», посвящённом политическому устройству, Аристотель выступает против крайнего идеализма, также он пропагандирует частную собственность, воспитание юношества, а также считает, что для выработки добродетели и нравственности людям нужен досуг, а значит, физическую работу стоит переложить с полноправных граждан государства на рабов.


Также в «Политике» Аристотель описывает три основные формы устройства государства: монархия (власть одного человека), демократия (управляет народ) и аристократию (государством управляет группа избранных граждан). Помимо этого он указывает, что каждая из трёх указанных форм государственного устройства имеет свои преимущества и недостатки. Причём, если начинают преобладать недостатки, то каждая из форм превращается в свою «неправильную» версию. Так, монархия вырождается в тиранию, демократия во власть толпы или охлократию, а аристократия превращается в олигархию.


Философ также упоминает три основные социальные группы: очень богатые, зажиточные и очень бедные люди. При этом он враждебно относится к первой и третьей социальной группе, так как они антагонистичны по своей сути и при достижении перевеса той или иной группы устанавливается соответствующий государственный строй (олигархия или же охлократия).

С особенной враждебностью Аристотель относится к очень богатому социальному слою. По его мнению, эта прослойка стремиться не к счастливой жизни, а к жизни вообще, делая своей целью наживу и нарушая при этом все и всяческие законы. По мнению философа идеальным является такое государство, в котором средний социальный слой представлен в подавляющем большинстве. Самое же главное при этом не давать ни одному гражданину чрезмерных прав и власти. Заслуживает внимания мысль философа о невозможности создать совершенное государство, не создав совершенных граждан.


Значимость Аристотеля для потомков
Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод, что заслуга Аристотеля заключается, не только в дополнении философских идей Платона материалистическим взглядом на происхождение и устройство мира, но и в формировании фундамента философской науки. При этом стоит отметить, что и Аристотель и Платон намного опередили своих современников. Особо стоит упомянуть труды Аристотеля, посвящённые политическому устройству, которые можно смело назвать актуальными и сейчас, в частности заслуживают внимания мысли философа относительно чрезмерной власти в руках какой-либо социальной прослойки общества. Восхищает и то, что философия Аристотеля пронизывает буквально все его исследования: от физики и метафизики, до этического воспитания и политического устройства.


Но не только в философии и политике известны труды Аристотеля, немало он сделал и для литературы, описав еще в античности все актуальный и сегодня роды литературы. По сути, им было создана система родов и жанром в том виде, в котором она существует и поныне, за это один из великих мыслителей также заслуживает отдельной благодарности.


 

Еще мнение по поводу гениального философа

Среди разнообразных учений античного мира философия Аристотеля, кратко изложенная, стоит на особом месте. С одной стороны, на ее формирование большое влияние оказали труды Платона, которого великий ученый считал для себя главным авторитетом. С другой стороны, Аристотель полностью переработал теорию своего учителя и во многом был не согласен с ним. Вступая в полемику с учением Платона, он в первую очередь подвергает критике созданную им теорию «эйдосов» - нематериальных воплощениях, прообразах вещей. Таким образом, философию Аристотеля, кратко изложенную, следует рассматривать в неразрывном единстве с теориями других философов.
Для Аристотеля первичным всегда был именно материальный, объективный мир. По его мнению, сущность находится только в самой вещи, и смысл познания – в изучении, познании вещи через нее. Для этого Аристотель вводит специальную антитезу между материей и формой. Вся природа поэтому для ученого – это череда последовательных переходов из материи в форму и обратно. При этом материя у Аристотеля пассивна, активной он считал только форму. Первоисточник любого движения для него – бог.
Интересно разделение Аристотелем существования (бытия) на единичное и общее. Единичное – существующее в данный момент времени в данном месте, общее – то, которое находится везде в пространстве, и в любое время. Постигнуть общее бытие можно только посредством ума, и именно оно (бытие) является предметом изучения науки.
Главный труд Аристотеля, в котором он излагает свои взгляды на понимание сущности философии – это «Метафизика». В нем он ставит следующий вопрос: «Какими причинами должна заниматься философия?». По мнению Аристотеля, высказанному в этом труде, предметом философской науки является существующая реальность как единое целое. Он считал, что многие науки намного важнее и нужнее для людей, чем философия, но отмечал, что она стоит выше всех наук.
Аристотель первым разделил науки на три категории:
1.    практические – политика, этика;
2.    теоретические – математика, физика, метафизика;
3.    творческие – поэзия, риторика.
Он дал полное объяснение событию или явлению, которое, как считал Аристотель, обусловлено четырьмя причинами: материальной, целевой, формальной и движущей.
Наследие Аристотеля огромно, значение его неоценимо. Он создал логику и заложил начало других наук. Творческий размах великого ученого античного мира поражает до сих пор.