Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Хеттская мифология кратко

Хеттская мифология не была чем-то единым, и формировалась начиная с 18 века до н.э. под воздействием различных ближневосточных цивилизаций. Самым древним слоем хеттской мифологии считается мифология народа хатти, которых также называют протохеттами. В это время зародились основы мифологического мировоззрения. По всей видимости, язык протохеттов третьего тысячелетия до н.э. был достаточно близок по своей структуре языкам абхазо-адыгской группы, и был схож с языками из нахско-дагестанской группы. Однако к началу следующего тысячелетия этот язык использовался только среди жрецов, во время священных обрядов. Благодаря раскопкам на древних хеттских городах были обнаружены письменные документы, позволяющие составить о мифологии хеттов определенное представление.


Роль небесного владыки хетты отводили солнечному богу Эстану, в то же время в городе Аринна в том же качестве выступила богиня Вурунсему. При этом важнейшие мифологические рассказы относятся к возведению храма Солнца в городе Лахцан. Также многие мифы описывают историю постоянно исчезающего и вновь возвращающегося божества Телепину. Также особого внимания заслуживает миф о падении луны Кашку на землю. Подробный анализ текста дал понять, что таким образом хетты описали увиденное ими лунное затмение, так как небесное светило «возвратил  на место» Каттахцифури-Камрусеп.


Многие обряды хеттов относятся к периоду неолита – один из таких достаточно любопытный обряд поклонения пчеле, которая разыскивает бога Телепину. Хетты также поклонялись леопарду, сопоставляя образ священного зверя с правителем. Обряды похорон хетты связывали с мышью.


Как и во многих древневосточных культурах, царская власть в хеттском государстве обожествлялась. В мифических рассказах упоминается, как боги, раздавая земли, передали хаттскому царю значительный надел. Во времена двуязычия на землях хеттов этот рассказ был перенят ими, поэтому среди них считалось, что власть царя была священной, ибо она была передана богами. В более позднее время хеттская мифология подверглась существенному влиянию со стороны хурритских племен. Хетты и хурриты не стали «уничтожать» богов друг друга, наоборот, их пантеоны были объединены, поэтому среди тысячи хеттских богов и богинь многие имели одни и те же функции. При этом некоторые божества, такие как Иштар, были переняты хеттами у месопотамских народов.