Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Икона Сергия Радонежского - "Куликовская битва" кратко


Икона Сергия Радонежского, выполненная в середине семнадцатого века неизвестным мастером, который писал в стиле Ярославской школы живописи, сейчас покоится в Ярославском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, в славном городе Ярославле, в стране России. Что же было использовано при создании этой великолепной иконы-жизнеописания? Какую технику применял мастер во время создания данного шедевра?

Безусловно, так как раньше было принято писать на дереве, исполнена была икона на деревянной поверхности. При росписи использовались левкаса – специальный грунт, который состоит из мела, смешенного с клеем (чаще всего животным или рыбьем) и льняным маслом – и темперы – разбавленной с водой краски, которая готовится на основе сухих, состоящих из порошка пигментов.


Что же представляет из себя данная икона? Собственно, она – это жизнеописание судьбы Сергия Радонежского: от самого рождения его дивного да до самой смертушки его. Впрочем, интересует нас только один участок этой иконы, а именно сама Куликовская битва. Что же там написано? Что же все это означает? Какие вопросы может задать эта икона? На какие она ответит? Итак, давайте перейдем к разбору данной иконы.


Русское войско, находящееся слева, представлено на этой иконе не очень большим количеством людей – всего лишь примерно сто воинов. Большая часть русских сидит на лошадях, то есть в основном у русских была кавалерия, пехотинцев было мало. За русскими воинами стоит здание, как несложно догадаться, это церковь. В ней находятся иконы, святые и монахи, которые молятся за удачный исход битвы. Над русским войском есть просвет, в котором стоят ангелы. Все это означает только то, что количественно войско русское мыло невелико, зато сила духа да поддержка божия были у них.


Войско монголо-татар, находящееся справа, представлено множественными головами воинов, облаченных в такие же блестящие доспехи, как и русские. Количество лошадей у монголо-татар примерно такое же, как количество самих воинов, то есть, опять же, много кавалерии, мало пехотинцев. За монголами есть некое здание, где сидит хан, на которого чуть ли не молятся его слуги. Кроме того, монголо-татары, перебираясь на Куликово поле, тонут в могучей реке Дон, погружаясь в нее во множестве своем.
Фактически, выводы, которые можно сделать с этой иконы: битва на Куликовом поле была битвой между двумя кавалериями, защищающей не только землю, но и религию.