Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Быт древних греков кратко


 Читайте так же еще статьи по разделу:

 - Античный театр древней Греции


 Причины расцвета греческой культуры.

Оживление хозяйственной жизни в греческих городах-государствах после греко-персидских войн вызвало бурное развитие  культуры древней Греции. В V в. до н. э, создаются замечательные памятники искусства. Греческие мастера, выполнявшие тонкую работу, вкладывали в нее все свое умение. Они с гордостью ставили свои имена на высеченных ими статуях, вылепленных и разрисованных вазах.

В развитии культуры в греческих городах принимало участие большое количество людей. Свободные мужчины в Греции имели много досуга. Они рассматривали и обсуждали картины и статуи, выставленные художниками и скульпторами, занимались музыкой и гимнастическими упражнениями, участвовали в научных спорах.


Дом и обстановка древних греков.

В сельской местности большинство людей жило в глиняных мазанках. В городах только немногие богатые купцы и землевладельцы имели большие двухэтажные дома с внутренними двориками, вокруг которых располагались жилые помещения. Окон в нижних этажах не было. В сумерки и ночное время комнаты освещались светильниками, в холода отапливались переносными жаровнями.
В домах у греков было много глиняной посуды. В больших глиняных сосудах с плоским или заостренным дном—пифосах.— хранили вино, масло, зерно, соления. Вазы с двумя ручками и узким длинным горлышком называются амфоры. Многие сосуды искусно разрисовывались. Первоначально рисунки исполнялись темными силуэтами по красному фону (чернофигурный стиль); в V в. до н. э. поверхность сосуда стали покрывать черным лаком, по которому выскабливали рисунок, приобретавший цвет обожженной глины (краснофигурный стиль). В каждом греческом доме были  Древнегреческие вазы. Греческие вазы изготовлялись из глины или из металла и украшались изображениями сцен из военной и мирной жизни. Слева направо: амфора — большой сосуд с двумя ручками, кратер, сосуд для смешивания вина и воды, сосуд для питья, сосуд для масла, кувшин для воды. Древнегреческие вазы. Греческие вазы изготовлялись из глины или из металла и украшались изображениями сцен из военной и мирной жизни. Слева направо: амфора — большой сосуд с двумя ручками, кратер, сосуд для смешивания вина и воды, сосуд для питья, сосуд для масла, кувшин для воды.большие деревянные сундуки, заменявшие наши шкафы. Вдоль стены стояли скамьи. Полы часто покрывались коврами. За столом не видели, как мы, а лежали на особом ложе. Дом находился на попечении женщин, которые редко его покидали. Мужчины-греки дома бывали мало.


                                                           Древняя одежда греков.

Греческая одежда в Древней Греции походила на нашу. Основной частью мужской одежды был кусок ткани с отверстиями для рук — хитон. Поверх его, выходя из дому, надевали плащ из плотной материи. Один край плаща укреплялся на груди, другой забрасывался за спину. Голову греки обычно не покрывали и только, отправляясь в дальний путь, надевали круглую войлочную шляпу без полей или с очень маленькими полями. Теплый климат позволял обходиться без обуви или носить круглый год кожаные или войлочные сандалии.


                                                                Еда древних греков

Греки были умеренными в пище. Обычная их еда: ячменная лепешка, маслины, козий сыр, рыба и фрукты. Мясо было дорого и доступно лишь богачам. Оливковое масло служило не только пищей. Его наливали в глиняные или металлические светильники для освещения жилища. Оливковым маслом натирали кожу, чтобы предохранить ее от ожога солнцем. Ни ножей, ни вилок греки не употребляли. Имелись ложки, но их часто заменяли коркой хлеба.
В богатых домах для развлечения гостей во время обеда выступали певцы и танцоры. Пели и сами гости. Самый распространенный напиток греков — вино. Чай и кофе были неизвестны народам Европы в древности. Вино пили, смешивая его с водой. Пить чистое, не разбавленное водой вино считалось варварским обычаем.


Воспитание древних греков

Большое внимание греки уделяли воспитанию детей. До семилетнего возраста о мальчике в Афинах заботились женщины. С семи лет его отдавали на попечение педагогу. Это обычно раб, сопровождающий ученика в школу. Педагог следил за поведением своего питомца, обучал его хорошим манерам, помогал ему готовить уроки. Девочки в школах не обучались. Они учились у матери домоводству и рукоделию.
Школы в Афинах принадлежали частным учителям. Там учили чтению, письму, счету, рисованию, музыке, заучивали наизусть стихи Гомера и других греческих поэтов. Писали на дощечках, натертых воском, острым концом металлической или костяной палочки. В случае ошибки слово можно было тотчас же стереть. Употребляли также папирус, привозимый из Египта, и специально выделанные шкуры животных (пергамен). Приходили в школу очень рано и оставались в ней до заката. За лень и недисциплинированность ученики подвергались телесным наказаниям.
В школах с 12 лет дети начинали заниматься гимнастикой. Они тренировались в борьбе, беге, прыжках, метании диска и копья. К шестнадцати годам образование считалось в основном
законченным. Сыновья бедняков начинали работать. Юноши, родители которых обладали достатком, посещали более опытных наставников, совершенствуясь в науке и ораторском искусстве. Умение хорошо говорить было необходимо каждому гражданину для участия в народном собрании или в работе суда. Афиняне считали, что гражданин, не участвующий в общественной жизни, бесполезен для государства.
Иначе воспитывалась молодежь в Спарте. Целью спартанского воспитания являлась подготовка Обучение письму. Рисунок на древнегреческой вазе.
Победителей награждали венками из ветвей лаврового дерева (отсюда слово лауреат, т. е. награжденный лавровым венком). Их статуи водружались в Олимпии и в их родном городе, поэты прославляли имя, город, род, семью победителя. Обучение письму. Рисунок на древнегреческой вазе. Победителей награждали венками из ветвей лаврового дерева (отсюда слово лауреат, т. е. награжденный лавровым венком). Их статуи водружались в Олимпии и в их родном городе, поэты прославляли имя, город, род, семью победителя. сильного и послушного воина. С самого рождения ребенок находился в распоряжении старейшин, решавших, жить ему или умереть. Новорожденных, казавшихся хилыми и слабыми, сбрасывали в пропасть. Лишь до семи лет мальчик оставался в семье. Потом он попадал в особую группу, где его учили бегать, прыгать, обращаться с оружием.
С двенадцати лет начиналось приучение будущих воинов к перенесению всяческих лишений. Детей кормили впроголодь, так что они были вынуждены воровать пищу. Им выдавали один плащ для лета и для зимы, не давали обуви и одеял. Они спали на подстилках из камыша, который были обязаны рвать своими руками без помощи ножа.
Обучение в Спарте производилось путем вопросов и ответов. Немногословность речи спартанцев еще в древности вошла в поговорку. И теперь мы называем сжатую речь «лаконичной» (от Лаконика).


Олимпийские игры древних греков  

  В разных городах Греции устраивались спортивные состязания — игры, собиравшие большое число участников и зрителей. Самыми известными были олимпийские игры, происходившие каждые четыре года в городе Олимпии, на Пелопоннесе. На олимпийские игры собирались самые искусные бегуны, борцы и наездники отовсюду, где жили греки. Бег, Прыжки и борьба проводились на открытом ровном месте, окруженном валом,— стадионе.
Самым трудным видом состязаний считалось пятиборье. Победителем в пятиборье выходил тот, кто побеждал в прыжках, метании диска, бросании копья, беге и борьбе. Увлекательным зрелищем был бег колесниц. Нужно было сделать 12 кругов, не опрокинув на крутых поворотах бешено несущуюся колесницу, не столкнувшись с другими.
 

 Олимпия. Реконструкция.Олимпия. Реконструкция.
Участниками на олимпийских играх были состоятельные люди. Рабов не допускали к состязаниям. У бедняков не имелось времени и средств для подготовки к играм и участия в них. Победителем в беге колесниц считался не смелый и искусный возница, рисковавший жизнью, а владелец коней.
Олимпийские игры были праздником всей Греции. Они объединяли граждан разных городов-государств и воспитывали в них чувство общегреческого единства. На время соревнований во всей Греции прекращались военные действия.
По преданию, первые олимпийские игры состоялись в 776 г. до н. э., и с этого времени велся список победителей. Этот список служил основой летосчисления по так называемым олимпиадам— четырехлетним промежуткам между олимпийскими играми.