Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Рабы в древней Греции

 Источники рабства.

Главным источником пополнения рабов была война. Рабами в древней Греции являлись большей частью люди из негреческих племен, которых греки, а впоследствии и римляне презрительно называли варварами.
Вслед за армией двигались купцы, скупавшие рабов у воинов. В некоторых случаях война между греками также заканчивалась обращением побежденных в рабство. Так, в 415 г. до н. э. во время войны Афин с Сиракузами взятых в плен афинских воинов обратили в рабов и отправили на работу в каменоломни.

 

Другим источником рабства был разбой. Пираты организовали настоящую охоту на людей.

Они совершали неожиданные нападения на корабли и приморские города, обращая в рабство тех, кто не мог им заплатить выкупа. Сохранился рассказ об одном греческом рабовладельце, пустившемся в море, чтобы схватить двух бежавших от него рабов, но попавшем в плен к пиратам и сделавшемся рабом.
В греческой семье отец имел неограниченную власть над домочадцами. Он мог продать своих детей за непослушание в рабство. До реформы Солона отец мог отдать в рабство детей, чтобы уплатить долги. Позднее у него сохранилось право продавать в рабство лишь дочерей за дурное поведение.
Рабами становились дети рабов. Многие из детей рабов рано умирали. Господа кормили их плохо и не заботились об их здоровье. Им было невыгодно ждать, пока из ребенка вырастет взрослый раб.
Рабов продавали и покупали на рынках. На «особом камне продажи» купцы выставляли свой «живой товар». Продавцы старались угодить любым потребностям покупателей: они продавали в рабство молодых и старых, мужчин и женщин, мальчиков и девочек, маленьких детей. Глашатай восхвалял достоинства продаваемых в рабство, а покупатели тщательно осматривали раба. Они заставляли его поворачиваться, засовывали ему пальцы в рот, приказывали бегать, прыгать. При заключении сделки купец приносил клятву, что у раба нет недостатков, кроме упомянутых при продаже.


                                                                 Труд и положение рабов.

На рабов возлагали самые изнурительные работы. На мельницах они вращали тяжелые мельничные жернова. Жалея горсть муки, жестокие и скупые рабовладельцы надевали этим рабам на шеи специальные колодки, мешавшие поднести руку ко рту. В порту рабы носили на своих
плечах тяжелые мешки и сосуды, нагружали и разгружали корабли. На военных и торговых кораблях рабов-гребцов приковывали цепями к скамьям. Только смерть могла их избавить от тяжкой работы, от жгучих ударов бичей.


В городских ремесленных мастерских так¬же трудились рабы. Обычно и здесь им поручали самую тяжелую и грязную работу. В гончарных мастерских они таскали и месили глину, а лепкой и разрисовкой сосудов занимались свободные ремесленники. В поместьях рабовладельцев рабы давили виноград, выжимали масло из оливок. В сельском хозяйстве рабов было меньше, чем в ремесле.
Особенно тяжел и опасен был труд рабов на рудниках, каменоломнях, соляных копях. Свободные люди не хотели там работать. Рабовладельцы посылали на рудники и в каменоломни своих рабов, получая от государства за каждый день их работы плату. Штольни в шахтах были такими низкими, что по ним можно было передвигаться лишь ползком, а работать полулежа. Рабы задыхались в спертом воздухе. От больных и от здоровых требовали одной и той же работы. Чудовищное напряжение, голод и побои вели к преждевременной смерти.


В Афинах и других греческих государствах имелось множество домашних рабов. Они были поварами, конюхами, учителями. Они одевали и кормили рабовладельцев, учили их детей.
Раб не считался человеком. Ему давали кличку, как животному. Хозяин всегда мог избить раба за какую-нибудь вину или просто из прихоти, вымещая на нем свое дурное настроение. Один греческий писатель говорит о необходимости входить в дом со стуком, так как, войдя внезапно, гость рискует наткнуться на избиваемого раба или на рыдающих рабынь. У многих рабов тело было покрыто рубцами и шрамами от плетей и палок. Греки говорили, что больше всего раб должен завидовать
Раб в рудниках. Рисунок на древнегреческой вазе.Раб в рудниках. Рисунок на древнегреческой вазе.черепахе, у которой спина защищена панцирем.
В Афинах был обычай пытать во время судебного следствия рабов, мужчин и женщин, чтобы вырвать у них свидетельство против их господ. Рабов подвешивали к потолку, терзали бича¬ми, сдирали кожу, жгли огнем. Показание раба, данное под пыткой, высоко ценилось судьями, а его добровольное свидетельство не принималось во внимание.
 
За верную службу или за особые заслуги, оказанные государству, раб мог быть отпущен на свободу, стать вольноотпущенником. Вольноотпущенник не становился полноправным гражданином. Он был обязан содержать своего бывшего хозяина, а нередко и его сыновей, платить государству особую подать.
 
                                                    Борьба рабов с рабовладельцами.

Жестокое обращение, непосильный труд толкали рабов на борьбу со своими господами. Иногда, будучи не в силах вынести неволи, в страхе перед наказаниями раб пытался бежать. Бегство тоже было видом классовой борьбы. Рабы бежали как в одиночку, так и целыми группами в несколько десятков или даже сотен человек.
Во время войны между Афинами и Спартой из знаменитых Лаврийских рудников в Аттике к спартанцам перебежало 20 тысяч афинских рабов. Правда, этим рабам не удалось получить свободы. Спартанцы перепродали их в Беотию.
Чтобы помешать бегству рабов, рабовладельцы на ночь запирали их в душных подземельях, применяли ошейники, ножные цепи и ручные кольца, клеймили им лица раскаленным железом.
Рабы восставали против своих угнетателей. Наиболее опасными были восстания рабов, принадлежавших к одной народности. Спартанцы, например, жили в вечном страхе перед восстанием илотов, относившихся к одной народности и превосходивших спартанцев по численности.
В 464 г. до н. э. в Спарте произошло сильное землетрясение. Воспользовавшись замешательством, илоты подняли восстание. Афинские рабовладельцы послали на помощь спартанцам, с которыми они враждовали, свое войско. Они опасались, что примеру восставших илотов последуют многочисленные афинские рабы. Восстание илотов в Спарте продолжалось 10 лет, превратившись в настоящую войну угнетенных против угнетателей. Части илотов удалось освободиться.
В III в. до н. э. вспыхнуло восстание рабов на острове Хиос. Стоявший во главе восстания раб Дримак организовал на острове справедливые порядки. После того как рабовладельцы предательски убили Дримака, восстание было подавлено. Память о храбром и справедливом руководителе угнетенных долго жила среди рабов. Они приходили на могилу Дримака и жаловались на притеснение рабовладельцев, молились мятежному духу Дримака, чтобы он избавил их от жестоких господ.