Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Крещение Руси кратко

О крещении Руси вкратце


Содержание статьи:

  • Дохристианские славянские верования
  • Зарождение христианства на Руси
  • Предпосылки всеобщего крещения народов Руси
  • Выбор Владимиром новой религии
  • Крещение князя и жителей Киева
  • Распространение христианства в других русских землях
  • Последствия принятия христианства
  • Памятник и памятная дата
  • Крещении Руси еще короче

 Дополнение к статье:

 


"Одним из знаковых событий, повлиявших на историю развития русского народа и государства российского, считается крещение Руси. При этом важно понимать, что данный термин относится не к одномоментному эпизоду,произошедшему в конкретном месте и времени, а к целой эпохе жизни страны и ее населения."

Крещение Руси краткоКрещение Руси кратко

Дохристианские славянские верования

  • Многие сотни лет славянские племена, объединенные впоследствии в единое Древнерусское государство, поклонялись силам природы: земле, воде и огню. Они верили в живительную силу воды и очищающую мощь огня, возносили молитвы болотам, колодцам, рощам и т.д.
  • Кроме того, верили в домового – доброго духа, оберегающего жилье и семейный очаг, хозяина леса – лешего, водоемов – водяного, полей - полевика. Каждому из них люди приносили угощения и жертвы, желая умилостивить их.
  • Твердо веровали древние славяне и в загробную жизнь, поклонялись и приносили жертвы своим умершим предкам.
  • Постепенно сформировались «личности» богов. Олицетворением небесного светила и матери-земли стал Сварог, «ответственным» за плодородие – Род, весенним божеством – Ярило, летним – Купала. Женской покровительницей стала Мокошь, а «помощником» торговцев и скотоводов – Волос (Велес). Последний был и повелителем подземного мира.О крещении Руси вкратцеО крещении Руси вкратце
  • «Функции» богов постепенно менялись вместе с изменениями быта древних славянских племен.
  • Наиболее почитаемым и одним из старейших был Перун. Он считался богом - громовержцем, покровителем воинской дружины и князей. Ему приносились не только богатейшие дары, но и человеческие жертвы. Его также называли Дондолом или Дундером, Правым (от «правда»). Каждый четвертый день недели посвящался ему.
  • При этом, в отличие от греков, римлян и многих других народов, славяне не возводили своим божествам никаких храмов.
  • Все славянские празднования были связаны с временами года или с обрядами, посвященными богам. (К слову, многие из этих праздников и традиций впоследствии ассимилировались с христианскими традициями, получив новый смысл).


Зарождение христианства на Руси

  • Сохранилось немало свидетельств того, что христианская вера начала распространятся среди народов, населявших Древнерусское государство, еще задолго до рождения князя Владимира и «официально признанного» крещения Руси.
    Некоторые источники свидетельствуют о том, что общины христиан на Руси появились еще по времена княжения Дира и Аскольда (середина IX столетия).
  • Одним из доказательств считаются нательные кресты, найденные археологами в захоронениях, относящихся к IX-X векам. Подобные находки были обнаружены на территории многих городов, среди которых Киев, Тимерево, Гнездово и другие. Помимо этого, в могилах знатных людей того времени были обнаружены и другие артефакты, относящиеся к христианским погребальным обрядам.
  • Принимали новую веру не только простые жители, но и правители государства. Так, доподлинно известно, что еще бабка крестителя Руси - княгиня Ольга была христианкой. Она приняла крещение в 957 году (существует несколько вариантов этой даты). Для этого, она во главе большого посольства побывала в Константинополе. При крещении княгиня получила имя Елена.


Предпосылки всеобщего крещения народов Руси

  • Еще до начала княжения Владимира Святославовича назрела необходимость объединения славян в единый сплоченный народ.
  • Однако существование различных верований и богов практически в каждом городе и племени создавали этому массу препятствий, делая объединение практически невозможным.
    Несмотря на это, став единовластным правителем в 980 году, Владимир попытался сплотить все племена, проживавшие на территории Древней Руси, объединив и упорядочив все существующие языческие верования и их богов.
  • В божественный пантеон вошли Перун (Перкун у финно-угорских племен), Хорос (божество племен тюрков), славянские Дажбог и Стрибог, а также Симаргл и Мокошь (богиня одноименного племени).
    Однако первая попытка религиозного объединения славян оказалась неудачной, и Киевский князь решил подыскать более подходящую для этих целей веру.



Выбор Владимиром новой религии

  • В «Повести временных лет» говорится о том, как Владимир Святославович «испытывал» веры. По преданию, для ознакомления с существующими религиозными верованиями к нему прибыли несколько послов из различных стран.
  • Каждый и них рассказал об исповедуемой в его государстве религии, ее канонах, требованиях и праздниках.
  • Так посол волжских булгар поведал князю об исламе, посланник хазар – об иудаизме. Побывали у Владимира представители римской и византийской церквей.
  • Однако посольских рассказов ему оказалось недостаточно, и он изъявил желание узнать, как проходят служения в различных религиях. Для этого, князь киевский направил несколько своих приближенных в разные концы мира.
  • Существует мнение, что именно восторженные отзывы этих посланцев о христианском богослужении в Византии и имели решающее значение при выборе новой государственной религии князем Владимиром.



Крещение князя и жителей Киева

  • Начать процесс крещения Руси, как истинный лидер, Владимир решил с себя. В немалой степени этому способствовало и его намерение сочетаться браком с сестрой византийских императоров Константина и Василия царевной Анной.
  • Произошло это событие по утверждению большинства историков в 987 или 988 году.
  • Существует несколько гипотез того, где именно проходило это достопамятное событие. Одни исследователи уверяют, что крестился Владимир в Киеве, другие – в Васильеве.
  • Однако наиболее правдоподобной версией историки признают то, что крестился и принял христианство великий князь в Херсонесе (Корсуни), расположенном на юго-западе Крыма.
  • В те времена этот город был пограничным между Русью и Византией.
  • Обряд крещения проводил епископ корсунский в соборе св. Василия.
  • По преданию собор, в котором проходило таинство, впоследствии был разрушен. Остатки стен базилики были обнаружены лишь в середине XIX века известным археологом-исследователем Уваровым.
  • После чего на ее месте был воздвигнут новый храм, названный в честь князя Владимира святого. В его закладке принимал участие российский император Александр II. В годы советской власти храм был разграблен и разрушен, но вновь восстановлен, уже в 2006 году.
  • Крестным отцом (заочно) Владимира стал сам император Константинопольский Василий. В крещении Владимир также был именован Василием.
  • С этим событием связано несколько легенд, одна из которых гласит, что приехавшего в Корсун за своей невестой Владимира поразила внезапная слепота.
  • И тогда царевна Анна сказала ему, что недуг пройдет, когда он примет истинную веру. И чудо по словам летописца произошло – князь прозрел в тот самый момент, когда епископ коснулся ладонью его головы.
  • Это происшествие, как уверяет предание, помогло утвердиться правителю Руси в своем правильном выборе.
  • Вернувшись в Киев, Владимир, начал с того, что крестил всех своих детей (их у него было 12) и приближенных бояр.
  • Затем он приказал уничтожить всех языческих идолов, и собрать народ киевский на берегу Днепра (у его слияния с рекой Почайной). Тех, кто отказывался добровольно подчиниться его приказу, князь объявлял своими личными врагами.
  • В итоге в назначенный день, киевляне от мала до велика вошли в воды реки. Таинство крещения и принятия их в новую веру совершили священнослужители из Корсуни и Царьграда, прибывшие вместе с Владимиром.



Распространение христианства в других русских землях

  • В числе первых земель, принявшими крещение вслед за Киевом были Новгородская, Черниговская, Белгородская, Владимиро-Волынская, Полоцкая и Переяславская.
  • С целью распространения христианства на все русские земли Владимир приказал повсеместно строить храмы на месте языческих идолов, во все города и веси разослал священников, которые должны были словом и делом убеждать народ принимать христианство, детей из лучших и богатейших семей приобщал к обучению чтения и письменности.
  • Большинство древних летописцев рассказывали о распространении новой религии на территории Руси, как о «радостном для всех событии». Однако существует немало источников, повествующих и об ином положении дел.
  • Как утверждают некоторые летописи, даже в Киеве нашлись люди, не пожелавшие предать верования предков и принять новую религию. При всеобщем крещении они укрылись от княжеского гнева в лесах.
  • Силой насаждали христианство в Новгороде, Ростове, Муроме. При этом сопротивление во многих городах затягивалось не на годы, а на века. Приверженцы новой веры, при поддержке войск уничтожали идолов и предметы языческого поклонения, бросали в заточение тех, кто противился принятию христианства.
  • Несмотря на значительные успехи в распространении христианского учения на территории Руси, даже в годы правления сына Владимира - Ярослава Мудрого язычники составляли в государстве большинство. Даже многие новоявленные христиане, крещенные насильно, продолжали тайно поклоняться своим привычным богам.


Последствия принятия христианства

  • Несмотря на непрекращающиеся и по сей день споры, касающиеся перехода Руси в христианскую веру, очевидно и бесспорно влияние этого события на дальнейшее развитие государства и жизнь его жителей.
  • При этом большинство историков сходятся во мнении, что большей частью это влияние было благотворным.


Во-первых, новая религия позволила объединить и сплотить разрозненные до этого племена и народности в поистине единый народ. Кроме того, значительно сократились междоусобные княжеские войны, так как священники своим словом заставляли находить враждующих мирные пути решения конфликтов. Быстрее стали развиваться города, увеличился прирост населения.
Во-вторых, после принятия христианства, жителей Руси перестали считать варварами и стали восприниматься практически на равных с другими европейскими государствами. Для государства открылись новые возможности, а для русских правителей и знатных людей стали возможными династические браки с представителями царских домов и дворянства других государств. Это, в свою очередь, также благотворно сказывалось на международное положении Руси.
В-третьих, христианство дало толчок к развитию культуры и искусства. Живопись, словесность, зодчество стали развиваться быстрыми темпами. Увеличилось и количество грамотных людей, так как обучение стало одной из первостепенных государственных забот.

 

  • Также стало развиваться и совершенствоваться строительство. Ведь необходимо было сооружать многочисленные деревянные, а впоследствии и каменные церкви, храмы, соборы и т.д. Взяв за основу византийскую архитектуру и искусство внутренней росписи и оформления христианских построек, русские мастера дополняли их своими задумками. Благодаря распространению христианства на Руси освоили искусства изготовления фресок, мозаики, иконописи, а также церковного пения.
  • Огромным спросом начали пользоваться и ремесленные изделия, утварь, необходимая для обустройства обителей духовенства и верующих.
  • Широкое распространение получила письменность, появились библиотеки.
    Иностранные мастера и специалисты теперь могли безбоязненно приезжать и делиться секретами своих ремесел и наук. Им уже не надо было опасаться за свою жизнь (до этого многие боялись стать жертвой в языческих ритуалах).
  • Все это помогло средневековой Руси упрочить политические, культурные и торговые связи с другими христианскими странами.
  • Однако справедливости ради стоит упомянуть и об обратной стороне. Все-таки отказ от верований предков – нелегкое дело. Поэтому ряд историков считают, что с приходом на Русь христианства, племена, проживавшие на ее территории начали утрачивать свою самобытность, свои культурные корни. Изменился и язык славян, в нем стали появляться доселе незнакомые и непривычные греческие имена, названия.


Памятник и памятная дата

  • Учитывая то, что различные летописцы указывают разные данные о времени крещения Руси, памятной датой этого события был назначен день памяти Святого равноапостольного великого князя Владимира, который празднуют 28 июля.
  • А памятник крещению земли русской расположен в Киеве у подножия Владимирской горки. Именно в источнике, протекавшем ранее на этом месте, согласно легенде крестились княжеские сыновья.
  • Изначально здесь располагались небольшие часовни (вместо ветшающих, приходящих в негодность, периодически отстраивались новые), в которых хранились иконы первых святых (Ольги, Владимира, Бориса и Глеба). Впоследствии на этом месте был воздвигнут монумент.


Крещении Руси еще короче

До середины 10 века в русских княжествах была распространенной языческая вера. Менталитет славян тех времен подразумевал вечность и равновесие между двумя высшими началами, которые можно охарактеризовать как «добро и зло». Сам мир они воспринимали на уровне парных понятий. Круг считался защитным знаком, поэтому цепи, венки и кольца были распространены на Руси. Славянский пантеон по своему типу во многом напоминал пантеоны других древних народов (к примеру, верховное божество грозы Перун вполне сопоставимо с Тором у жителей Скандинавии и Зевсом древних греков), однако имел и собственные отличительные черты.


Однако такая религия не позволяла объединить все древнерусские города единой идеей. Победив в междоусобной борьбе своих братьев, князь Владимир, прозванный впоследствии Великим, осознал, что ему необходимо нечто, что позволило бы идейно объединить все подвластные ему земли, поэтому крещение Руси кратко можно назвать необходимым и неизбежным, учитывая дружеские связи князя Киева и византийского басилевса. В «Повести временных лет», древнейшей русской летописи, указывается, что князь был впечатлен красотой храмов Византии и проводимых в них обрядов. При этом Христианство уже достаточно распространилось по Руси благодаря купцам и воинам, поэтому оставалось лишь осуществить последний шаг, который закрепил бы новую веру на государственном уровне.


Крещение Руси, кратко описанное в данном разделе, официально прошло в 988 году. В этом году в Корсуни Владимир принял новую веру, а затем, возвратившись в столицу, начал внедрять ее по всему государству. Были крещены все приближенные князя, воины его дружины, бояре и торговцы. Владимир мог выбрать и в пользу католицизма, однако он подразумевал власть церкви над светской жизнью, чего киевский правитель принять не мог. Предложенная же византийцами религия предусматривала, что церковь во всем будет подчиняться правителю.


Крещение не было полностью добровольным процессом, многие люди как могли противились этому, поскольку для них мысль о предательстве древних богов была невыносимой. В результате Христианство на Руси приобрело свой собственный, неповторимый оттенок. Многие обряды утратили свой религиозный смысл, но сохранились в народной культуре, некоторые божества стали святыми. В целом, крещение Руси – это событие, которое предопределило развитие культуры всех восточнославянских народов.