Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

А ТЫ ПОЙМАЕШЬ НАШЕГО КОТА БЫСТРЕЕ ВСЕХ?

ание

О культуре России в 16 веке вкратце

Культура России в семнадцатом веке


    17 век является переходным от средневековой Московской Руси к Российской империи Нового времени. Многие считают, что именно в этот период была заложена почва для петровских преобразований. Действительно, ведь культура России в 17 веке переживала широкое обмирщение, т. е. освобождение от господства церкви.
Религия.


    В середине столетия разгорелись серьёзные споры. Проблемным стал вопрос о том, каким путём реформировать церковь. Никонианцы считали, что образцом для исправления должны быть греческие тексты. Старообрядцы настаивали на превосходстве древнерусских писаний. В конце концов, патриарх Никон начал преобразования по первому пути (от имени и сложилось общее название его последователей, упомянутое выше). Так произошёл церковный раскол, и даже до нашего времени дожили люди, не принявшие этой реформы и следующие старым обрядам (отсюда и название).


Образование.
В 1687 году открывается первое в России учебное заведение, предлагающее получение высшего образования - Славяно-греко-латинская академия. Её основателями стали братья Лихуды.


Литература.
    Особенно ярко обмирщение проявилось в литературе. Выходят в свет произведения, герои которых приобретает индивидуальные характеры. Кроме того, расширяется спектр жанров. Это и сатира (например, «Повесть о Шемякином суде»), и драма, и поэзия. Последние два появились благодаря творчеству Симеона Полоцкого. Изменения постигли и житийный жанр. Яркий пример - «Житие протопопа Аввакума». Оно было написано от первого лица при жизни героя. Более того, автор подчёркивал своё духовное превосходство и использовал просторечные слова в письменной речи.


Архитектура.
    В 17 веке камень и кирпич стали использоваться в строительстве не только церковных зданий, но и гражданских сооружений, таких, к примеру, как Сухаревская башня и Теремной дворец.
    После церковной реформы по настоянию патриарха Никона было запрещено возводить шатровые храмы. Прежняя крестово-купольная схема постройки считалась образцом. Однако зодчие догадались увенчивать шатрами колокольни.
    В конце столетия появились живописные, усложнённые в плане красно-белые храмы. Так проявлял себя новый стиль в архитектуре – московское (нарышкинское) барокко, в полной мере отразившийся в таком творении, как Церковь Покрова в Филях.
    Несмотря ни на что также продолжало развиваться деревянное зодчество. Стоит вспомнить, к примеру, дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском или архитектурный комплекс Кижи в Карелии, который, кстати, в настоящее время замыкает десятку чудес России.


Иконопись.
    Иконопись в отличие от литературы сохраняла традиции, хотя элементы новизны всё-таки имели место. Так, выдающийся художник Симон Ушаков в своём творчестве стремился добиться сходства с реальной жизнью и отказался от схематически плоского изображения. Его самое известное произведение – «Спас Нерукотворный». Кроме того, в 17 веке возникла портретная живопись. Она была представлена парсунами (сочетали в себе черты иконы и портрета).
    В заключении, следует еще раз отметить, что в культуре России в 17 веке главной чертой был отход от церковных канонов и обращение к светскому началу в искусстве.