Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мифы  древнего  Египта  кратко

 Два мнения по поводу мифов Древнего Египта

 


Мнение №


 Мифы древнего Египта, кратко говоря, являются уникальнейшим источником информации о развитии этой старейшей цивилизации, ее взаимоотношениях с другими  народами, взаимодействии с окружающим миром. Пускай аллегорическим способом, через образы мифических богов и их деяния древние землепашцы, нашедшие свою обетованную землю на плодородных берегах великого Нила, описывали жизнь современного им общества, страхи и надежды, любовь и чаяния и веру в победу доброго начала.
    Конечно же, как и у любого другого народа, у египтян основой мифологии является легенда о сотворении мира, богов и, конечно же, человека. И здесь прослеживается схожесть с представлениями об этом таинстве с другими культурами, создавшими свои очаги цивилизации в те же времена, да  и с пришедшими после.

Мифы  древнего  Египта  краткоМифы древнего Египта кратко

 

    Основным образом великого бога-творца, пришедшего из Хаоса, является лучезарный бог Хепри-Атум-Ра – бог солнца, создавший все сущее и породивший других сущностей, подобных себе.

 

И, как и во многих других религиях, древнеегипетские боги, обладая сверхъестественными силами, управляя сотворенным миром, не были лишены некоторых человеческих качеств, очень сильно влиявших на их деяния, поступки, отношение к человеку.
    Одним из основных и более сюжетно интересных мифов  является сказание о боге Осирисе и его жене Исиде. В этом многогранном и противоречивом образе древние египтяне отобразили Великого Учителя человечества, давшего людям умения и знания и ставшего по легенде первым царем Египта. Но судьба бога-фараона оказалась очень схожа с судьбами многих правителей этой страны. Через красивое и полное трагизма сказание древние египтяне описывали суть государственной власти, отношения, бытующие между высшими вельможами, жрецами и царской семьей.
    Подлое предательство, которое из зависти и злобы совершил бог пустыни Сет по отношению к своему брату Осирису, является подтверждением  нравов правителей тех давних времен, готовых на братоубийство ради обретения власти и величия. Древние египтяне искренне верили, что земная жизнь – это всего лишь подготовительный период к переходу в загробный мир. Поэтому, когда Сет предложил в подарок великолепный посмертный саркофаг тому, кому тот идеально подойдет по размеру, без страха, но с благодарностью Осирис лег в него, чем подписал себе смертный приговор. Коварный Сет закрыл крышку и приказал бросить саркофаг в воды Нила.
    Любовь и верность Исиды, терпящей тяжелые испытания в поисках тела мужа, нашедшей его и чудесным образом зачавшей ребенка от бездыханного Осириса, - это рассказ о великой жертвенности, свойственной не только богам, но и людям.
    Мифы древнего Египта, говоря кратко, описывают саму жизнь, устои и традиции этой земли, как бы указывая на то, что именно история с Осирисом и Исидой стала моментом рождения древнеегипетской культуры.
    Бегство от Сета, воспитание сына - солнцеподобного Гора, его месть за смерть отца и воссоединение каждую весну Осириса, ставшего богом царства мертвых с возлюбленной женой, олицетворяют извечную проблему борьбы со злом, поиска правды и справедливое воздаяние по заслугам.
    Образ самой Исиды очень часто встречается в отдельных мифах, характеризующих ее как покровительницу магии и колдовства, иногда показывая эту прекрасную богиню обыкновенной коварной женщиной, ради обретения власти и могущества способной на неблаговидные поступки. Так случилось, когда Исида обманом вынудила великого Ра сказать ей свое сакральное имя. Знание тайного имени бога-творца подарило Исиде неограниченную власть над ним и непостижимую силу. Что и говорить - сама она и сотворила колдовство, чуть не погубившее Ра и, шантажируя возможностью спасения его жизни, познала эту сокровенную тайну.
    Мифы древнего Египта кратко изложить очень сложно – настолько многогранны, противоречивы и так по-человечески парадоксальны многие образы и сюжеты, показанные в них. Но нет сомнений, что проявление интереса к истории тех далеких времен, постижение новых знаний, приобщение к истокам культуры многих народов не может не принести  пользы любому человеку, считающему себя неотъемлимой частью этого большого и, до сих пор, такого непознанного  мира.

 


 Мнение № 2


 

Мифы Древнего Египта, кратко говоря, считаются важнейшим историческим источником, рассказывающим о жизни египтян того времени. В них отображаются различные сферы жизнедеятельности людей, взаимоотношения с окружающим миром, друг с другом и другими народами.
Самые первые мифы появились еще во времена Раннего царства, до того, как начали возводить пирамиды. Эти сказания повествовали о сотворении мира, о том, как появилось все живое. В отличие от мифологии других цивилизаций, мифология Древнего Египта описывает преимущественно жизнь богов, их борьбу за власть, и лишь кратко затрагивает жизнь обычных людей. Боги подразделялись египтянами на добрых и злых.  Добрых богов они любили и почитали, а злых, откровенно говоря, боялись, так как усмирить их гнев можно было только с помощью больших жертвоприношений в виде человеческих жизней.
Мифы и легенды Древнего Египта кратко можно описать, условно разделить их на истории о сотворении мира и на истории о загробном мире.


Согласно представлениям египтян, весь мир произошел от изначального хаоса, божества Нун. О том, какие именно боги его сотворяли, в разных районах страны верили по-своему. В окрестностях Гелиополя верили, что мир создан божеством по имени Атум. Он, в свою очередь, создал бога Шу, символизирующего ветер, и богиню Тефнут, ответственную за мировой порядок, и наделил их одной душой на двоих. Люди появились из слез бога Атума – когда в темноте он потерял своих созданных богов, то отправил на поиски свое Око. Шу и Тефнут нашлись, и бог Атум пролил слезы счастья, которые, ударяясь о землю, превращались в людей.
В Фиванской мифологии родоначальником мира считался бог плодородия – Мин. Наравне с ним они почитали бога солнца – Амона, и воинственного бога Монту. Спустя некоторое время Мин и Амон стали ассоциироваться у жителей Фив как единое, солнечное божество.
В Мемфисе самым первым богом и творцом мира считался Птах – земля, появившаяся из всемирного хаоса. Сначала из земли появилось тело Птаха, а затем он создал себе богов-помощников, наделив их мудростью и могуществом.


В Гермополе версия происхождения мира представлена как результат взаимодействия большого количества божественных существ. Три пары богов-разрушителей и четыре пары богов, им противостоящих, сотворили яйцо и размесили его на огненном холме. Из этого яйца вылупился Ра, бог солнца.
Большое значение в мифологии Египта имеют легенды о существовании загробного мира. Египтяне верили, что после смерти жизнь не заканчивается, и представляли себе большую «реку мертвых», по которой на лодке душа умершего путешествует с одного берега на другой. Путь этот очень долгий, и лишь достигнув нужного берега, душа успокаивается. И, конечно же, душу сопровождали боги, чтобы обеспечить ее целостность и сохранность в пути. Египтяне считали, что душа может вернуться в тело, если соблюсти все необходимые ритуалы, поэтому большое значение уделялось сохранению тела – его мумифицировали.


Особое место в древнеегипетской мифологии занимают легенды об Осирисе, боге плодородия, научившего людей заниматься ремеслом. Жена Осириса – Исида, передала людям знания о магии и медицине, научила вести домашнее хозяйство. После Осирис был убит своим братом Сетом и воскрешен сыном, которого звали Гор. После своего воскресения Осирис стал царем загробного мира, где вершил правосудие над усопшими, путем взвешивания их сердец. Грешников бросали на съедение чудовищам, а праведники опадали в рай, где были обеспечены всем необходимым, что обеспечивалось содержимым гробниц и с помощью жертвоприношений.