Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Правда о крещении Руси кратко


Как показывают многолетние исследования и переосмысление исторических фактов, правда о крещении Руси в некоторых аспектах значительно отличается от общепринятой версии.

Первые христиане на Руси

Археологические находки и письменные свидетельства подтверждают тот факт, что христианство пришло на русские земли задолго до крещения киевского князя Владимира. К моменту его вступления на княжение здесь уже жили целые христианские общины и даже строились церкви и храмы.
Кстати, эту же религию исповедовала и бабка крестителя Руси - княгиня Ольга. А по некоторым данным еще раньше нее христианство принял один из князей Киева Аскольд.

Объединение народа – главная задача

Будучи дальновидным и предусмотрительным политиком, Владимир, решая религиозный вопрос, в первую очередь заботился не о душах своих подданных, а об объединении народа в единое целое. Он прекрасно понимал, что только в этом случае возможно дальнейшее укрепление единовластия в стране и развитие самого государства, повышение его статуса и конкурентоспособности на мировой арене.
Осознавая, что самой сильной объединяющей силой является религия, он и сделал этот вопрос приоритетным.
При этом всеобщее принятие христианства было не первой его попыткой объединить жителей государства единой религией и верой. Изначально он отводил главенствующую роль в этом вопросе более привычному для населения язычеству. Но так как в разных районах страны верили и поклонялись различных богам, он решил объединить и упорядочить все существующие верования, создав единую группу богов. При этом на вершине иерархической божественной лестницы он велел утвердить покровителя князей и их воинских дружин – Перуна.
Однако данная реформа не принесла желаемых результатов. Тогда-то Владимир и обратил свой взор на другие верования и религии, отдав в результате предпочтение византийской.

Крещение «огнем и мечом»

Учитывая вышесказанное, можно точно утверждать, что христианство не было абсолютно новой и незнакомой религией для племен, населяющих средневековую Русь. К X веку они уже достаточно давно жили рядом с христианами, видели их обряды и т.д. А потому, в большинстве своем, всеобщее крещение жители восприняли пусть и не «с великой радостью», как утверждается в «Повести временных лет», но и без злобы и сильного недовольства.
Что же касается летописных повествований о том, что, например, в Новгороде, Пскове и других городах креститься людей заставляли «огнем и мечом», то тут, скорее, имело место противостояние совсем другого рода. Ведь восстания недовольных крестьян, либо притязания на власть знатных и богатых бояр случались в любые времена, при любом правителе. И религия здесь вовсе не причем.  

Сосуществование различных вер

При всем при этом, правда о крещении Руси будет неполной, если не признать того, что христианизация племен и народов, населявших ее пределы, была не одномоментным, а весьма длительным процессом. На протяжении многих лет, а в некоторых районах даже веков, здесь сосуществовали христианская религия и языческие верования древних славянских племен.