Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 Пятилетки в Советском союзе кратко

Описывая пятилетки в СССР кратко, можно ограничиться простым понятием – это пятилетние планы, разработанные для быстрого развития экономики государства. Эти планы создавались в центральных органах правления, и носили общенациональный характер. Ответственность на его составление возлагалась на Госплан СССР, который полностью подчинялся высшей власти.


Первая пятилетка была проведена официально за 4 года – с 1928 по 1932. Таким образом, на 15-ом партийном съезде было решено продлить идеи долгосрочных планов ГОЭЛРО. Основной задачей первого пятилетнего плана было построение основы, на которой сможет базироваться экономическая модель социалистического типа, также она была нацелена на повышение военного потенциала государства. Из страны аграрного типа Советский Союз должен был превратиться в индустриальное государство. Кроме того, была проведена коллективизация на большей части сельских хозяйств. Однако грубость, с которой пытались добиться заданных производственных показателей в  сельскохозяйственном секторе, привела к массовым голодным смертям среди населения.


Первые пятилетки нацеливались на развитие промышленности, последующие предусматривали развитие других отраслей. Часть пятилеток проводилась раньше намеченного срока, хотя часто такая информация носила популистский характер, и не имела ничего общего с реальностью. В 1959 году на 21-ом партийном съезде власти приняли семилетний план развития, однако позже было решено отказаться от подобной практики.


Всего в истории Советского Союза было 13 таких планов. Пятилетки в СССР кратко называть неудачными не приходится, так как некоторые из них приносили вполне ощутимый позитивный эффект. Были среди них и такие, которые были приняты, однако на практике не реализовывались. Пятилетки были эффективным способом ведения пропаганды, однако частые неудачи подорвали веру народа в их эффективность. Последняя пятилетка была предусмотрена на 1991-1995-ые годы, однако ее реализация не была осуществлена из-за развала Советского Союза.  


Интересно, что первые такие планы были разработаны еще во времена Российской Империи. Его подготовили в 1907 году в Министерстве путей сообщения. Более широкие планы были разработаны в специальной комиссии, действовавшей в 1909-1912 годах. Однако этот план не затрагивал экономику в целом, его основной задачей было обеспечение внутренних потребностей российской транспортной системы.