Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Петр 1 краткая биография

Пётр первый великий кратко 

 


Содержание статьи

  • Детские годы Петра первого
  • Начало царствования
  • Азовские походы
  • Заграничная поездка молодого царя
  • Реформы Петра I
  • Основание Петербурга. Перенос столицы
  • Вторая поездка в Европу
  • Каспийский поход
  • Северная война
  • Значение Петра I для России

Дополнение к статье:

 


 

Эпоха правления Петра I (Великого) краткая биография для детей

Пётр I – кратко о жизнедеятельности самого удивительного русского правителя.
История России знала самых разных правителей: глупых, жестоких, мудрых, великодушных, злопамятных, смелых. Но такого, как Пётр I, кратко говоря, не было никогда. Поэтому и имя ему народ дал Великий – за заслуги и деяния, направленные на благо страны.

Почетное имя Великий носил еще один правитель, живший за много веков до Петра Алексеевича – франкский император Карл. Но и он не совершил и десятой части того, что было сделано за годы царствования русского правителя.

Пётр 1 краткоПётр 1 кратко
Рассматривая биографию Петра I, кратко нужно остановится на его детских годах. Именно тогда начал формироваться характер будущего великого правителя.


Детские годы

  • Он был младшим сыном царя Алексея Михайловича Романова, прозванного Тишайшим. Рожден от второго брака.
  • У отца Петра Великого было многочисленное потомство – 16 детей, трое из которых царствовали после его смерти.

  • Интересный факт – имя Пётр никогда не использовалась в династии Романовых.
  • В раннем детстве мальчик отличался крепким здоровьем, резвым характером и огромной любознательностью.
  • К сожалению, уровень грамотности, который существовал в те годы, не дал возможности получить будущему царю хорошее образование, о чем он после сильно сожалел.
  • Обучение Петра началось по древнерусскому обычаю с пяти лет
  • Его первым учителем был назначен Никита Зотов, который обучал царственного ребенка чтению, в основном, литературы богословского толка.
  • Большое внимание в обучении наставник уделял истории Отечества, рассказывал юному царевичу о делах царей Государства Российского, показывал картинки – иллюстрации, посвященные деятелям и событиям мировых держав.
    Гораздо позже начал он обучать Петра и письму.
  • Однако в совершенстве освоить эту науку будущий император так и не смог – слишком он был увлечен более практичными делами.
  • До конца жизни у него сохранилась огромная тяга к знаниям.
  • Пётр I постоянно восполнял свои знания, особенно при первой поездке за границу.
  • Его любимыми игрушками были барабаны, знамена, пистолеты
  • С детства проявилась главная страсть царя – к военному делу. Когда ему исполнилось 4 года, его отец кончался, и на престол взошел старший брат Федор.
  • Мать Петра была отстранена от дел и отправилась с сыном под Москву. Здесь, в селе, и рос будущий великий царь.
  • Дружил он с обычными крестьянскими детьми.
  • Уже тогда он смотрел не на положение человека, а на его умения.
  • Своих ровесников он превратил в солдат, создав два полка для военных забав.
  • Для этого была построена небольшая крепость, причем Пётр I принимал в ее постройке самое деятельное участие, и отлиты несколько небольших, но рабочих пушек.
  • Вместе со своим небольшим войском Пётр обучался военном уделу и артиллерии. Повзрослев, он продолжал считать артиллерию одной из главных военных наук.
  • Увлечение Петра военным делом и привлечение иностранцев стало причиной того, что он решил значительно расширить свое образование. Будущий царь с большим усердием изучал геометрию и арифметику.  Еще одним увлечением молодого Петра, переросшим в серьезное дело, стало кораблестроение. На озере под Переяславцем он заложил свою первую верфь.


Начало царствования

  • В 10 лет, после смерти царя Федора, Петру пришлось стать свидетелем страшной гибели своих ближайших родственников во время стрелецкого бунта, который подняли сторонники правления его брата Ивана и сестры Софьи.
  • Современники отмечали невероятную твердость духа и мужество молодого царевича, невозмутимо наблюдающего за кровавой расправой.
  • Он никогда не простил этого старшей сестре, а стрельцов возненавидел.
    Решено было, что править страной они будут совместно с болезненным Иваном.
  • Фактически же власть оказалась в руках у Софьи из-за маленького возраста Петра и слабого здоровья Ивана.
  • Но Софья и по достижении Петром 17 лет не собиралась отдавать ему трон.
  • Она попыталась вновь устроить стрелецкие волнения, но войска подчинились законному наследнику.
  • Пётр отдавал все больше времени своему увлечению военным делом. Он посещает Архангельск и совершает свое первое морское плавание. Военные учения и игры Пётр предпринимает не просто ради забавы. Он постепенно готовится к настоящим военным столкновениям.

Азовские походы

  • В 1695 г. был совершен первый поход на крепость Азов. Пётр собрал внушительную армию (около 30 тыс. чел.), во время осады сам участвовал в обстреле крепости.
  • Тем не менее, после нескольких попыток штурма Азов взять не удалось.  Неудача нисколько не разочаровала Петра.
  • За зиму русский флот пополнился 2 большими кораблями, 23 галерами и 4 бандерами.
  • Кроме того, были построены и оснащены более 1000 стругов и мелких судов. Командующим флота был назначен Ф. Лефорт.
    В работах по созданию флотилии принимали участие более 25 тысяч человек, мобилизованных с окрестных деревень.
  • Помогали им в этом специально приглашенные австрийские мастера-корабельщики.
  • Одним из его главных качеств было неуклонное стремление к поставленной цели. Молодой царь объяснил провал похода недостаточной подготовкой и с большой энергией взялся за организацию очередной попытки.
    На организованной в Воронеже верфи за несколько месяцев было изготовлено множество кораблей.
  • Причем при строительстве Пётр сам брался за топор. 
  • Весной 1696 г. сорокатысячная армия и флот двинулись к крепости. Осада и штурм были тщательно подготовлены.
  • Турки смогли отбить первое нападение, но поняли, что сдача неизбежна. Азов капитулировал. 
  • Для продолжения войны с Османской империей Петру нужны были союзники. С этой целью он совершил свою знаменитую дипломатическую поездку.


Заграничная поездка молодого царя

  • В 1697 году в европейские страны было отправлено посольство для поиска союзников в войне против Османской империи.
  • Под именем Петра Михайлова ехал в нем и молодой царь.
  • Несмотря на то, что Петр ехал как бы инкогнито, его личность ни для кого в Европе не была секретом. Утонченный европейский высший свет был поражен экстравагантным поведением нового русского правителя. Петр абсолютно не стеснялся пробовать заниматься любой профессией, если она казалась ему полезной.
  • Это была первая поездка Петра I за пределы России. Кроме политической, у посольства еще было много задач: наем иноземных мастеров, закупка станков, посещение военных заводов.
  • Кроме этого, в Голландии царь задержался для обучения корабельному ремеслу.
  • При этом Пётр около недели проработал обычным плотником, общаясь с простыми работниками, пока его действительное положение не было раскрыто.    Большое место в поездке Петра заняло посещение Англии. Он осмотрел многие интересующие его учреждения, уделяя особое внимание кораблестроению.
  • Посольство было внезапно прервано известием о новом стрелецком бунте, зачинщицей которого снова стала царевна Софья, не оставляющая надежду на смещение младшего брата с престола. 
  • Петру I пришлось спешно возвращаться домой.
  • Восстание было подавлено, стрельцы казнены, Софья пострижена в монахини.
  • Заодно Пётр избавился от жены, которую ему насильно навязала мать.
  • Она также была замешана в заговоре против своего мужа.
  • Царица Евдокия была насильно отправлена в монастырь.


Реформы Петра I

  • После возвращения домой под впечатлением от увиденного, царь решает изменить устоявшийся веками распорядок жизни страны, перевести его на европейский лад.
  • Слишком большой показалась ему разница между Европой и традиционной Русью.
  • Реформы Петра I, кратко говоря, носили многочисленный характер.
  • Они коснулись всех сфер жизни страны. Был введен юлианский календарь, началом нового года царь приказал считать не сентябрь, как было раньше, а начало января.
  • Было приказано отмечать праздник Новый год.
  • Помимо административной и военной, крупнейшими реформами были:
    - губернская. Проведенная в два этапа она способствовала централизации власти в государстве;
    - судебная, которая установила верховенство закона. Но внесла неразбериху из-за большого количества тех, кто имел право вершить суд;
    - церковная, в результате которой было упразднено патриаршество, а сама церковь подчинилась царю;
    - финансовая, послужившая увеличению дохода в казну за счет угнетения простого населения.
  • Кроме того, благодаря реорганизации старой, изжившей себя системы, была положена основа развитию промышленности и мануфактурного производства.
  • Многие изменения коснулись внешнего вида русского человека, особенно бояр. Бритье бород, ношение одежды европейского покроя, введение в быт новых иноземных привычек (употребление кофе, посещение ассамблей) вызывали у подавляющей части населения недовольство теми изменениями, которые проводил государь.
  • Эти изменения не были бессмысленными затеями энергичного царя. Пётр прекрасно понимал, что устоявшиеся веками традиции русского общества стали тормозом в его развитии.
  • Русские родовитые люди с неприязнью относились ко всему иностранному, поэтому необходимым условием прогресса была коренная ломка отживших свое привычек.   
  • Пётр I ценил людей прежде всего за их личные качества и умения. До него главным условием для занятия высших государственных должностьей было знатное происхождение и родословная.
  • Введение в 1722 г. Табели о рангах позволило пробиться  "в люди" действительно талантливым и способным деятелям.
  • При проведении реформ, Пётр I, говоря кратко, действовал достаточно жестко, а подчас и жестоко.
  • Он не видел другого пути для того, чтобы сделать Россию прогрессивным государством, способным соперничать с другими странами.
  • Самые главные и необходимые для страны реформы касались армии, флота и государственного управления. Северная война, предпринятая царем против Швеции за выход к Балтийскому морю, показала, насколько Россия отстает от европейских стран практически во всем.
  • Реформы Петра I, кратко изложенные, помогли в кратчайшие сроки создать боеспособные армию и флот

Основание Петербурга. Перенос столицы

  • Одним из «трофеев» российской армии в Северной войне стала крепость Ниеншанц (правильное шведское название Нюенкас). С целью дальнейшего укрепления своих позиций вблизи нее, Петр приказывает основать рядом с ней новый город.
  • Как и во всем, что его интересовало, он принял самое активное и деятельное участие в выборе территории для строительства. Она должна была отвечать двум главным требованиям: близость моря (так как город должен был быть непременно портовым) и пригодность для жизни.
  • В результате исследований, выбор пал на остров, расположенный в самом широком месте устья Невы, названный Заячьим.
  • Вскоре здесь началось строительство первых укреплений Петропавловской крепости. Этот момент стал точкой отсчета истории Санкт-Петербурга.
  • Новая крепость располагалась так, что позволяла полностью контролировать море и следить за приближающимися к берегу судами. При необходимости со стен цитадели можно было открыть огонь по этим кораблям.
  • Саму же крепость со всех сторон окружала вода, что повышало ее безопасность и недоступность для противника.
  • Издав приказ о строительстве города на Неве, царь срубил небольшой деревянный дом, в котором поселился, чтобы быть ближе к строительству и лично следить за всеми работами.
  • Время было военное, поэтому строительство велось ускоренными темпами (как практически и все в петровскую эпоху). В рекордно короткие сроки (всего за три года) крепость была полностью построена.
  • Изначально она была названа Санкт-Петербургской. Однако после того, как в ее внутреннем дворе воздвигли Собор Петра и Павла, крепость переименовали в Петропавловскую.
  • Следующим шагом в строительстве нового города стало строительство верфи – Адмиралтейства. Место для него выбиралось также тщательно, ка и для крепости.
  • Вскоре начали застраиваться и территории вокруг этих двух стратегических сооружений. Начались строительные работы и на соседних островах. Все здания строились по примеру европейских, виденных Петром во время Великого посольства.
  • Для ускорения работ, по приказу царя вводится трудовая повинность. Но не дожидаясь завершения работ, он переводит сюда наиболее важные управленческие государственные организации. Город, получивший название Петербург (в честь святого апостола Петра), становится столицей России.


Вторая поездка в Европу

  • Второе путешествие в Европу Петр I совершил в период расцвета своего царствования, когда мировые державы уже признали Россию, как одно из могущественных государств современности, с которым необходимо считаться.
  • И на этот раз основной официальной целью поездки были поиски союзников. Только теперь, для борьбы против шведского короля.
  • А еще Петр очень хотел побывать во Франции. Его очень интересовала эта страна, ставшая могущественнейшей и влиятельнейшей мировой державой. Это желание появилось еще во время первого европейского турне. Однако правящий в то время Людовик XIV предпочел не замечать тонких намеков русских дипломатов.
  • Теперь же правитель сменился, и российский самодержец надеялся найти в нем надежного союзника и рассчитывал на его финансовую поддержку. Также у него были и матримониальные планы: хотел видеть свою дочь Елизавету женой Людовика XV и французской королевой.
  • Одновременно с политическими и дипломатическими планами, российский царь желал ознакомиться и со всемирно известным культурным наследием. Кстати, этим его вторая поездка разительно отличалась от совершенной 20 лет назад. В свой первый визит в Европу Петр совсем не интересовался культурой и искусством.
  • Не оставлял он без внимания во время своей поездки по городам Франции и различные фортификационные сооружения, укрепления, устройство шлюз и каналов.
  • Ступив на французскую землю в Дюнкерке, он также посетил Кале, Булонь, Абвиль и многие другие города. Разгуливая по ним он осматривал достопримечательности и все, что его могло заинтересовать. В Абвиле, например, он не преминул заглянуть на суконную мануфактуру и ознакомиться с ее устройством.
  • В Лувре русского правителя по приказу регента Ф. Орлеанского встретили с большой пышностью. Однако Петра она не поразила, и он даже отказался ночевать во дворце.
  • После визитов вежливости и протокольных переговоров, Петр отправился в экскурсию по Парижу. Арсенал и литейные мастерские, площади с расположенными на них статуями французских королей, столярные и плотницкие мастерские, где он не преминул блеснуть своим мастерством – ничто не ускользало от зоркого взгляда монарха.
  • Заинтересовали его и Ботанический сад, и аптекарский огород с аптеками, и анатомический театр. При этом куда бы ни шел, что бы ни осматривал царь, по утверждению очевидцев, у него всегда был с собой карандаш, которым он делал пометки на бумаге.
  • Несколько раз посетил Петр Парижскую обсерваторию, а среди представленных его вниманию версальских сокровищ, он особо отметил только необычную карту Франции. Побывал в Академии наук, Королевской библиотеке.
  • Все эти передвижения по французской столице лишний раз продемонстрировали необычную тягу царя ко всему новому, необычному, интересному.
  • Переговоры с французским монархом не принесли ожидаемого результат, но поездку нельзя было считать неудачной. Ведь ее итогом стало приобретение большого числа книг, приглашение местных ученых. Архитекторов и художников в Россию и многое другое.
  • Покинув Францию, Петр I в сопровождении своих приближенных через Амстердам и Данциг вернулся на Родину.


Каспийский поход

  • Среди приоритетных направлений политики Петра I были развитие экономики страны и торговли. Поэтому после завершения войны со Швецией, он обратил свой взор на запад - в сторону Каспия. Он задался целью восстановить торговый маршрут между Центральной Азией, Индией и Европой, который должен был обогатить российское государство.
  • Эти планы стали первой попыткой России проникнуть в чуждую ей сферу влияния, в совершенно отличную от привычной цивилизацию. И это было началом длительной борьбы за присоединение Кавказа.
  • Несколькими годами ранее Петр посылал в Бухарские и Хивинские владения отряд под предводительством Бековича-Черкасского, целью которого было заключить договор с ханом и эмиром. Хивинского хана Петр хотел видеть своим подданным, а с эмиром Бухары завести дружбу. Однако правитель Хивы обманным путем заставил российского представителя разделить войска, и, застав их врасплох, истребил. План оказался провальным.
  • Но Петр не привык сдаваться, и не оставил своих намерений.
  • В рамках предварительной подготовки, проводившейся еще до окончания Северной войны, были составлены карты берегов Каспийского моря.
  • Выступать должны были из Астрахани по берегу моря, захватив в дороге Дербент и Баку. Дойдя до Куры, планировалось воздвигнуть там крепость, добраться до Тифлиса, помочь Грузии в борьбе с Османской империей, и вернуться в Россию. Не забыли при этом заручиться поддержкой некоторых правителей тех краев, по которым предстояло идти.
  • Еще одной отправной точкой похода должна была служить Казань. Для этих целей в ее Адмиралтействе было выстроено более 200 кораблей. Командовал флотом генерал Апраксин.
  • Сухопутные же войска состояли из 22 тысяч пехотинцев и 196 орудий артиллерии. Также были привлечены калмыцкие, украинские, донские и татарские военные формирования.
  • В ходе первой кампании удалось овладеть Дербентом. Но продолжить дальнейший путь в этот раз не получилось. Так как при сильном волнении на море затонули все корабли с провизией. Оставив в захваченном городе гарнизон своих верных солдат, Петр вернулся в Астрахань. Так закончился последний поход, в котором русский теперь уже император участвовал самолично.
  • Началась подготовка ко второму походу.
  • Второй раз в поход на Персию была отправлена гораздо меньшая армия. Сам Петр остался в России, и отсюда руководил его действиями.
  • В этот раз были взяты и Баку и устье Куры.
  • Итогом каспийской кампании стало заключение мира между Россией и Персией. Согласно ему за Россией оставались Дербент, Баку, Рушт и несколько провинций.
  • Однако от планов по продвижению в центр Закавказья Петр вынужден был отказаться из-за вторжения в этот регион османских войск.

 

Северная война

  • Если в начале войны (1700 год) русские войска потерпели поражение, то уже в 1709 году реорганизованная Петром I армия победила шведов под Полтавой.
  • Перед изумленной Европой предстала новая сила, которая одержала значительную победу над  одной из лучших армий того времени. С этого момента Россия стала рассматриваться как один из ведущих игроков в европейской и мировой политике.
  • Только созданный русский флот тоже одерживал победы на море. Война закончилась в 1721 году.
  • Главная задача Петра Великого в ней была выполнена – Россия получила выход к балтийскому побережью.

Значение Петра I для России

  • Значение Петра I для России неоценимо.
  • Благодаря его действиям страна превратилась в сильную империю, была создана одна из лучших армий мира, построен с нуля флот. Появилась вторая Северная столица – Санкт-Петербург.
  • Начали открываться первые школы и высшие учебные заведения, а дворянские дети получили возможность обучения за границей.
  • Пётр I основал Академию наук, которая открылась через год после его смерти.
  • Он первым из русских правителей пытался изменить бесправное положение женщин в обществе.
  • Пётр I на своем личном примере показал важность образования.
  • Многие из его действий были чересчур жестокими, но благодаря им российское дворянство смогло занять достойное место в Европе. 
  • Провозглашение России империей не было личным капризом Петра I, оно напрямую вытекало из того положения, которое смогла занять наша страна в мире.
  • Умер в 1725 году от тяжелого воспаления, перешедшего в гангрену.
  • Наследника назначить он не успел.