Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Рабовладельческие государства

Месопотамии (второе название Междуречье, Двуречье) кратко

Древнее междуречье (двуречье) вкратце

 

Природа Южной Месопотамии

В долине двух больших рек Евфрата и Тигра расположена страна, называющаяся Месопотамией (второе название междуречье, двуречье). Подобно Нилу, Тигр и Евфрат летом широко разливаются. Это объясняется таянием снегов в горах Армении, откуда берут начало эти реки. Лишь в сентябре Тигр и Евфрат входят в берега, оставляя на полях слой жирного ила. Тигр и Евфрат приносили стране жизнь и плодородие.

Месопотамия (Междуречье, Двуречье) окружена выжженными солнцем степями и горами. Но она открыта со всех сторон и более доступна для сношений с другими странами, чем Египет.

 В Южной Месопотамии (Двуречье) в ноябре и декабре льют ливни, превращающие страну в болото. Непроходимые заросли на топких берегах Персидского залива, куда впадают Тигр и Евфрат, кишели различными насекомыми, змеями. Здесь водились дикие звери и птицы.

 

Древнее население Месопотамии (Шумеры)

В пятом тысячелетии до н. э. в Южной Месопотамии (Междуречье) появилось древнее население - племена шумеров. Судя по их статуям, это были крепкие, малорослые люди, с круглой бритой головой, большими глазами, длинным прямым носом.


Поселившись на равнине, шумеры окружили свои хижины валами из земли, чтобы их не затопляла вода во время половодья. Трудом многих поколений были осушены болота, истреблены или изгнаны в пустыню дикие звери.


Шумеры возделывали землю каменной мотыгой и снимали урожай серпом с каменными зубьями. На заливных лугах паслись стада коров, овец и свиней. Появились насаждения финиковой пальмы, которую древние народы называли «деревом жизни». Из ее плодов добывали мед, заменяющий сахар (сахара в древности не знали). Из листьев плели циновки. Косточки фиников заменяли кузнецам безлесных стран уголь; перетертые в муку, они шли на корм животным.


В качестве строительного материала использовались глина и камыш. Из глины шумеры делали кирпичи, которые высушивали на солнце. Глина шла также на изготовление посуды. Металл, строительный лес и камень доставлялись из соседних стран.


Шумеры первоначально жили общинами, участвуя в совместных работах по постройке плотин и каналов. С началом обработки земли более совершенными орудиями появились излишки продуктов земледелия. Вместе с ростом богатства общин росло имущественное неравенство. Из общинников выделились знатные и богатые люди. Появились рабы из взятых в плен чужеземцев и единоплеменников, обращенных в рабство за долги.
Чтобы держать в повиновении рабов, чтобы вести войны для захвата добычи и новых рабов, богатые и знатные люди нуждались в государстве.

 

Появление городов

В четвертом тысячелетии до н. э. в Месопотамии (Двуречье) появляются небольшие государства. Каждое состояло из города с близлежащими селениями. В городе был правитель с сильной властью. Земледелие Месопота­мии (Междуречье, Двуречье) основывалось на искусственном оро­шении. Поэтому в обязанность главы го­сударства входила организация работ по постройке каналов и плотин.
Холмы с развалинами города древних шумеров. Современная фотография.Холмы с развалинами города древних шумеров. Современная фотография.
Население облагалось непомерными податями и поборами. Налоги брались с земледельцев, пастухов, рыбаков, ремес­ленников. Для уплаты налогов общинни­ки нередко прибегали к услугам ростов­щиков, что приводило к закабалению свободных людей, к превращению их в рабов-должников. Обострялась классо­вая борьба.

Сохранились сведения о на­родном движении 2400 г. до н. э., в ре­зультате которого был свергнут царь в одном из шумерских государств Лагаше. К власти пришел другой царь — Урукагйна, проведший ряд мер для улучшения жизни рядовых общинников. Он уб­рал надсмотрщиков с полей, с колодцев, с мест рыбной ловли, сократил налоги и поборы, а также размеры платы, взи­маемой жрецами за исполнение религи­озных обрядов. Урукагина распорядился о том, чтобы военачальники не притесня­ли воинов.

Преобразования в государстве, или реформы Урукагины, были недолговечны. Рабовладельцы других государств Юж­ной Месопотамии со страхом взирали на положение в Лагаше и боялись, как бы народ повсюду не добился улучшения своей жизни. Царь соседнего с Лагашем города при поддержке пострадавшей от реформ Урукагины зна­ти начал военные действия против Урукагины и сверг его с пре­стола. Реформы Урукагины были ликвидированы.

Между государствами Южной Месопотамии (Двуречье) происходили ра­зорительные войны. Маленьким враждующим между собой госу­дарствам трудно было заботиться о подавлении рабов, о проры­тии каналов и возведении плотин, о защите от воинственных соседей. Возникла нужда в создании единого государства, в объ­единении Месопотамии.
Столб с законами ва¬вилонского царя Хамму- рапи. На верхней части столба изображен Хамму- рапи, стоящий перед богом солнца Шамашем. Шамаш вручает царю свиток с законами.Столб с законами ва¬вилонского царя Хамму- рапи. На верхней части столба изображен Хамму- рапи, стоящий перед богом солнца Шамашем. Шамаш вручает царю свиток с законами.
Вавилонское царство

Объединить всю Месопотамию удалось царям Вавилона. Этот город был расположен там, где близко сходятся Тигр и Евфрат, на пересечении водных и караванных путей. Вавилонские купцы торговали с другими городами Месопотамии и с соседними странами. Цари Вавилона подчинили всю Южную Месопотамию, которую стали называть Вавилонией. Была завоевана ими и Северная Месопотамия. Наивысшего могущества Вавилония достигает при царе Хаммурапи (1792— 1750 гг. до н. э.).

 


Законы царя Хаммурапи

Их рабовладельческий характер. Для поддержания порядка, Выгодного рабовладельцам, Хаммурапи приказал составить законы. Онй были вырезаны на каменном столбе, найденном учеными в начале XX в. и хранящемся сейчас в Лувре. Сверху на столбе имеется изображение самого царя, стоящего перед Шамашем — богом солнца и справедливости. Бог вручает царю власть. Хаммурапи хотел показать, что власть царя создана самим богом. Так религия укрепляла могущество царя.
В законах Хаммурапи отражена вся жизнь Вавилонии. Из них мы узнаем о положении рабов и свободных бедняков. В Вавилонском царстве раб рассматривался как вещь или бессловесное животное. За неповиновение раба подвергали жестоким и унизительным наказаниям. На лице раба выжигали клеймо, чтобы он не мог бежать от своего господина. Кража или укрывательство раба карались смертью.
Тяжело жилось и свободным беднякам. Многие из них находились в Кабале у богачей. Хаммурапи установил, что свободные люди, попавшие в рабство за долги, отпускались на свободу через три года.
Хаммурапи создал постоянное войско из незнатных и малоимущих людей. За службу воины получали небольшие участки земли, а Иногда сад с домом или скот. Это имущество нельзя было ни продать, ни отдать за долги. Воин не мог, подобно крестьянину, потерять свою землю и лишиться средств существования. Хаммурапи приказывал поддерживать в порядке плотины и каналы. Если по чьей-нибудь небрежности происходил прорыв плотины и сосед терпел убыток, виновный был обязан его возместить.
При царях — наследниках Хаммурапи могущество Вавилона пало. Войны, непосильные подати и бесплатные принудительные работы разорили население. Около 1500 г. до н. э. Вавилонское царство было завоевано кочевыми племенами. Лишь в конце VII в. до н. э. Вавилония добивается самостоятельности. Вавилон становится крупнейшим городом Востока.