Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Музыка в средневековье вкратце

С падением западной Римской империи и наводнением Европы многочисленными варварскими племенами, пришедшими с востока, замедлилось и развитие музыки. Тем не менее, музыка Средних Веков развивалась именно в западных странах и в Византии. Большая часть музыкальных произведений раннего Средневековья была создана для нужд церкви. В католических странах музыку можно было услышать лишь в церквях. Появилась одноголосная церковная музыка, основанная на диатонических ладах, самым известным видом церковных песнопений был григорианский хорал. При этом народное творчество всячески преследовалось церковью, уличные музыканты приравнивались к еретикам, и лишь к концу Средних Веков выделились самостоятельные «светские» музыкальные жанры.


К такому творчеству были отнесены рыцарские баллады, наиболее известным видом таких музыкальных произведений являются серенады. Во Франции исполнителей такой музыки называли трубадурами, а в Германии миннезингерами. Со временем появились и народные уличные песни, несмотря на все сопротивление церковной власти – французский шансон и итальянский мадригал.


На Руси народное творчество в некоторых княжествах также преследовалось православной церковью, однако, музыкальные произведения светского и религиозного характера, оставшиеся со времен язычества, были переиначены и сохранены. Украинские колядки, исполняемые на Рождество – дальние родственники таких произведений. Вскоре появились и другие жанры русских народных песен, наиболее популярными из них стали сатирические песни скоморохов.  


Большой гибкостью отличалась музыка Средних Веков в Византии. В этом государстве проживало большое количество разных народов, поэтому религиозные обряды здесь разрешалось справлять на родном языке каждого из них. Это способствовало появлению уникального грузинского и армянского религиозного песнопения.


Средневековье стало тем периодом, в который зародились основы классической музыки 16-18 веков. Была разработана система нотного письма, использующаяся и по ей день. Если прежде существовала лишь невменная и крючковая система записи, позволяющая определить направление мелодии, то позже была создана мензуральная система, которая изображала длительность и высоту записываемой ноты. Семь нот были выделены и названы итальянцем Гвидо Аретинским, а эффективность разработанной в 16 веке ладово-тональной системы, состоящей из 24 гамм, была доказана и обоснована самим И. С. Бахом в 18 веке в его двухтомном труде «Хорошо Темперированный Клавир».