Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

О последствиях крещения Руси вкратце

Одним из наиболее знаковых моментов в славянской истории является крещение Киевской Руси. Однако процесс этот вовсе не был быстрым и легким, он был сопряжен с большими сложностями. Несмотря на то, что христианство медленно распространялось по Руси и без поддержки князя, после введения Христианства в качестве государственной религии во многих городах народ выражал недовольство, поэтому последствия крещения Руси кратко можно назвать неоднозначными. Чаще всего смута возглавлялась волхвами, служителями языческого культа.


Новая церковь при Владимире находилась еще в зачаточном состоянии, и не имела четкой структурной организации. Однако во время правления Ярослава Мудрого церковь построила иерархичную систему, на которой она продолжает базироваться до сих пор. В Киеве создали митрополию, которую на тот момент возглавлял византийский митрополит. Митрополия разделялась на несколько епархий, каждую из которых в большинстве случаев также возглавляли византийцы. Всего в княжествах Киевской Руси, вплоть до вторжения монголо-татар, наличествовало 16 епархий.

С момента создания и вплоть до 1447 года русская церковь во всем подчинялась Константинопольскому патриархату, все высшие духовные лица назначались из Византии. За это время лишь два выходца из народа Руси, Иларион и Климент Смалятич, становились предстоятелями.


При Владимире Великом началось активное строительство монастырей и церквей, была выстроена Десятинная церковь. Впоследствии монастыри появились практически во всех городах древней Руси. Князья активно поддерживали церковное строительство, чтобы ускорить христианизацию, и донести официальную веру до всех уголков государства. В 1037 году началось строительство собора святой Софии, в 1050 году одноименный начали строить в Новгороде.


В 13 веке большая часть земель Руси оказалась во власти Золотой Орды. Здесь последствия крещения Руси, кратко говоря, приняли неожиданный характер. Монголы не пытались искоренить церковь и священнослужителей. Для них священники были людьми, близкими к демонам, которых монголо-татары опасались. Там, где языческая вера славян потерпела бы поражение, и не позволила бы сохранить самобытность народов, образовавшихся на месте Киевской Руси, это сумело сделать Христианство.