Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Жертвоприношения инков и их детей кратко

 

В этой краткой статье рассказывается о жертвоприношениях инков и их детей

 

  • Как и другие ведущие культуры доколумбового периода, развивавшиеся на территории Южной и Северной Америки, инкская культура была напрямую связана с жертвоприношениями. В силу некоторых причин, местные народы, поклоняясь Солнцу, были убеждены, что в честь него необходимо приносить в жертву людей. Однако в отличие от ацтекских, жертвоприношения инков не имели массового характера, а во время культовых праздников в жертву приносились их собственные дети. Таким образом, индейцы пытались наказать себя, испытывая непонятную нам необходимость очищения.
  • Дети инков, принесенные в жертву, должны были отгонять злых духов. Однако случаи человеческих жертвоприношений были сравнительно редкими, гораздо чаще инки совершали другие жертвы, в том числе и на бытовом уровне. К примеру, инки всегда выбрасывали надкушенный лист коки, если они не высосали из него все соки.
    Разумеется, более важными были существенные дары богам. Инки в ходе жертвоприношений уничтожали свою пищу, разливали напитки, сжигали собранные перья птиц. Чтобы море было милостивым к ним, они бросали в воды маис, чтобы ручьи с пресной водой не пересыхали, соответствующим богам приносили в жертву раковины, которые к тому же, в некоторых районах Центральной Америки расценивались как деньги.
  •  Жертвоприношения сопровождали и поминальные обряды – по смерти члена семьи его родственники неоднократно раз посещали его могилу, читали молитвы и оставляли еду и питье. Кто-нибудь, прочитав это, может вполне справедливо заметить, что подобные поминальные церемонии есть и у современных людей – многие, должно быть, приходили на кладбища в поминальные дни, оставляя ритуальное угощение. Поскольку такие ритуалы были относительно близки христианам, они не могли не вызвать интереса у миссионеров, составивших записи со слов местных жителей, благодаря чему содержание их инкских молитв дошло и до нашего времени.
  • Часто для жертвоприношения инков применяли лам – жрецы обводили животное вокруг объекта поклонения, после чего убивали ударом ножа по горлу. Учитывая, что инки вели религиозные обряды практически непрерывно, по утрам в столичном городе Куско проводили жертвоприношение нескольких лам. Тело животного после этого подвергалось сожжению на жаровне из меди – еще один дар Солнцу. При этом каждый первый месяц инки приносили в жертву до сотни лам, добавляя в жертвенный огонь листья коки и другие растения.
  • Хотя инки сравнительно редко жертвовали людей, этот обряд они считали наиболее важным и действенным. Гарсиласо де ла Вега в своих записях обходил этот момент, однако позднейшие исследования дали ясно понять, что дети инков погибали на жертвенных алтарях во время проведения великих праздников. Детей для жертвоприношения выбирали задолго до самого обряда – выбирая самых молодых девочек и мальчиков, они хорошо откармливали их, а перед проведением обряда давали значительные дозы наркотических веществ, одурманивая их разум. Обряд жертвоприношения был таким же, как при принесении в жертву лам. Помимо праздников поводом для жертвоприношения детей могла стать болезнь Великого Инки или начало войны с могучим врагом.

 

Ученые полагают, что принесение в жертву лам постепенно вытесняло приношение в жертву людей. Неизвестный автор, работы которого часто ассоциируют с Бласом Валера, оставил небольшой рассказ, проливающий свет на этот процесс. Однажды перед похоронном знатного жителя Куско, вызвали всех его родственников и друзей, требуя у них, чтобы они отправились вслед за погибшим, дескать, это воля их бога-покровителя и бога Виракоча. При этом каждый мог сам выбрать, где его принесут в жертву. Однако, как и следовало ожидать, родственники и друзья не спешили расставаться с жизнью, и они, измыслив историю о том, что удерживает их в мире живых, со всей убедительностью излагали ее высшим сановникам Куско, которые разрешали заменить человеческую жертву на жертву ламы. Со временем этот прецедент сошел в обычай, и вместо людей стали приносить лам. Животному давали имя человека, которого оно заменяло на жертвенном алтаре.

Таким образом, хотя испанцы старались описать инков кровавыми убийцами, по всей видимости, именно они сумели смягчить жестокий обряд жертвоприношений, доставшийся в «наследство» от других, более древних культур.